Продажа продуктов с истекшим сроком и производство детских игрушек из «некондиционного» риса
(Использованы материалы Министерства окружающей среды Японии и японских компаний - Lupicia и Biomass Resin Minamiuonuma)
Как и во многих других странах, в Японии является актуальным вопрос сокращения так называемых «пищевых потерь» - количества продуктов питания, которые выбрасываются несмотря на то, что их спокойно можно было бы употребить в пищу. Согласно оценке, опубликованной на сайте Министерства окружающей среды Японии в апреле 2019 года, количество таких продуктов в 2016 отчётном году составило 6,43 миллионов тонн. При населении Японии около 127 миллионов человек (согласно данным переписи 2015 года) это составляет более 50 кг на человека в год.
Пригодные в пищу продукты питания могут отправляться в отходы по нескольким причинам. Одна из них – окончание «срока хранения», который по-японски звучит как Shomi Kigen, в английском варианте может встречаться как Best Before Day, а в русском – как «желательно употребить до».
Для скоропортящихся продуктов (таких как упакованные наборы готовой еды Бэнто, сэндвичи, пирожные, сырая лапша, и прочих) устанавливается «срок употребления», или Shohi Kigen, по истечении которого продукт признаётся опасным, и утилизация такого продукта – дело неизбежное.
Другое дело - продукты со сравнительно длинным сроком употребления (такие как снеки, сублимированная лапша, консервы, напитки в пластиковых бутылках, и прочие). «Срок хранения», который устанавливается для них, определяется как срок, в течение которого гарантируется сохранение вкусовых качеств при соблюдении условий хранения и сохранении целостности упаковки. И такие продукты, после истечения указанного на упаковке срока хранения, могут стать «пищевыми потерями», будучи при этом не только безопасными, но и обладающими всем набором потребительских ценностей, которые в него вложил производитель.
Дело в том, что производитель, как правило, в качестве «срока хранения» указывает дату, которая наступает значительно раньше, чем тот момент, когда продукт реально начинает терять свои потребительские свойства. «Указанный» срок хранения может составлять около 70% от «реального».
Ситуация усугубляется практикующимся на рынке «правилом одной трети». Согласно этому обычаю, «срок хранения» делится на три части. Первая часть отводится производителю – это «срок поставки», в течение которого продукт, будучи произведённым, должен оказаться в рознице. Вторая часть отводится розничной торговле – это «срок продажи», в течение которого продукт должен оказаться у конечного потребителя, которому отводится третья часть общего «срока хранения». В результате этой практики нередко образуются продукты питания с истекшим «сроком поставки» или «сроком продажи», которым грозит перспектива отправления в утиль, несмотря на огромный запас времени до окончания реального срока хранения.
Этот факт привлёк внимание японской компании Lupicia, которая изначально специализируется на продаже японских и импортируемых чаёв. В её магазинах Lupicia Bon Marche, расположенных в нескольких регионах Японии, часть товаров представлена теми продуктами, которые «выхватываются» из цепочки дистрибуции после истечения «срока поставки» или «срока продажи». В этой компании решили пойти дальше. В рамках реализации концепции «Mottainai» (японское слово, обозначающее сожаление о чём-то таком, что пропадает зря, и что «жаль не использовать»), в 2018 году здесь приступили к продаже по особой цене в 20 йен (около 12 рублей) продуктов с истекшим сроком хранения, изначальная цена на которые на порядок выше.
К этому можно добавить то, что «пищевые потери» в Японии в виде пригодных для употребления, но выбрасываемых продуктов питания – это всего лишь не самая большая часть общего количества «пищевых отходов», куда входят потери и отходы, возникающие во всей цепочке производства, поставок и потребления продуктов питания. Согласно оценке, опубликованной на сайте Министерства окружающей среды Японии в апреле 2019 года, объём пищевых отходов, или продовольствия, которое при определённых условиях могло быть употреблено по своему прямому назначению, в 2016 отчётном году в Японии составило 27,59 миллионов тонн.
В этой связи интересна практика, которую осуществляет японская компания Biomass Resin Minamiuonuma, специализирующаяся на производстве пластика с использованием биомассы в виде риса (от 51% до 70% в составе пластика) или древесины (50%ив составе поастика). Так называемый «дроблёный рис», который образуется при уборке и механической обработке риса и, несмотря на несомненное наличие потребительских свойств, не обладает ценностью в глазах взыскательного японского потребителя, здесь используют в производстве игрушек для малышей.
Видео ANN от 02.04.2019, с кратким рассказом о двух примерах воплощения принципа Mottainai в отношении продовольствия в розничной торговле и в производстве пластика для детских игрушек