Чаньчунь — 5 загадок Музея Африки

Маконде, тингатинга, шетани, юджамаа: Южная Африка в Чаньчуне

Автор: Ольга Романова, главный редактор портала Владмама

Спустя почти четыре часа прогулок по Галерее и Парку скульптур, логика выбранного в самом начале маршрута «направо и дальше — против часовой стрелки» привела к мудрому черному старцу, врастающему в землю в самой высокой точке Парка скульптур. Рядом с ним находился спуск к Музею Африки.

До этого дня мы ничего не знали ни об этом музее, ни об Африке (за исключением некоторых общеизвестных фактов). Африка никогда особо не интересовала. Так уж вышло, что не тянуло туда ни в смысле потенциального путешествия, ни в смысле изучения географических, исторических и культурологических фактов.

Под тяжестью лет и под гнетом знаний
Под тяжестью лет и под гнетом знаний

И надо же было приехать в Китай, чтобы влюбиться в некоторые африканские чудеса! Чаньчунь и здесь преподнес великолепный сюрприз, где нас обоих накрыло, перекрыло и унесло. Яркие впечатления от экспонатов Галереи или скульптур в Парке на какое-то время просто померкли. И все потому, что ноги привели к Музею Африки, а купленные в Парк билеты классом «Все включено и еще больше» открывали его вход.

Подошли к зданию и остановились, как вкопанные. Ожидали увидеть небольшой павильон, в котором по идее могла разместиться небольшая тематическая экспозиция. Но здесь, на самом краю Парка, в низине, «спрятался» современный трехэтажный особняк, размером примерно с кинотеатр «Владивосток».

Южная Африка на севере Китая — музей в Чаньчуне
Южная Африка на севере Китая — музей в Чаньчуне

Открыли дверь, просканировали билеты и шагнули вперед. И… снова замерли! На этот раз — в восхищении, проглотив от изумления даже пресловутый вопль «ВАУ!» Огромный, залитый светом холл, высотой почти в три этажа, единственную стену которого занимали примерно полтысячи разноцветных картинок одинакового размера.

Вся детскость Африки — в холле Музея
Вся детскость Африки — в холле Музея

«Что это? Детские рисунки? Такие яркие, такие красочные, такие искренние и безыскусные! Так рисовать могут только дети! Но причем здесь Африка?!»

Тингатинга

Все эти разноцветные картинки обезьян, слонов, жирафов, буйволов, птиц, рыб — яркие, сочные, веселые — моментально вернули в детство. И это внезапное узнавание чего-то хорошо знакомого заставило оцепенеть. «Как это возможно? Почему эти детские работы кажутся такими родными? Причем здесь Африка?» — волны мысленного цунами ошеломления накатывали одна за другой.

Как будто в мультики заглянул
Как будто в мультики заглянул

И сразу вспомнились «Каникулы Бонифация» Федора Хитрука. Ну, точно! При его создании явно использовались такие же стилистические приемы, что и в ярких картинах тингатинга, ставших одним из культурных символов Африки!

Справка ВМ

Стиль Тингатинга назван так в честь художника Эдуардо (Эдварда) Саиди Тингатинга. Точной даты начала его творчества нет, середина 60-х годов ХХ века. Самоучка, обычный крестьянин из маленькой африканской деревушки в Танзании, в поисках средств к существованию однажды добрался до городка Дар-эс-Салам. Именно здесь, рисуя на стенах домов и листах оргалита, он в итоге стал официально признанным основателем авторского стиля в современном мировом изобразительном искусстве. Для получения мировой известности ему пришлось совершить две вещи: несколько лет создавать автомобильными красками характерные и запоминающиеся рисунки и трагически погибнуть в 1972 году.

Как создают Тингатинга
Как создают Тингатинга

Эдуардо выражал свои чувства и отношение к миру окружающих людей очень простыми, но яркими и живыми образами, очертаниями и выделяющимися символами Африки, отличающими ее от всего остального мира. И эти символы не так легки в понимании, но зато очень ярки в цветах, что отлично декорирует любое пространство.

Оригинал работы Эдуардо
Оригинал работы Эдуардо

Каждого иностранца, особенно европейцев, настолько покоряли увиденные работы Тингатинга, что очень скоро квадратные рисунки размером 60×60 см стали востребованным предметом коллекционирования, уникальным вывозимым сувениром, олицетворяющим дух Африки.

Панорама в стиле тингатинга
Панорама в стиле тингатинга

В итоге, дело Эдуардо после его гибели подхватили многочисленные родственники и друзья, создали артель и закрепили за собой авторские права на название «тингатинга». По оценкам исследователей, кстати, преемники творчества Эдуардо внесли излишний элемент декоративности в его наследие.

Он предпочитал в каждой своей работе рассказывать об Африке через иллюстрирование жизни его «5 символов», пяти самых крупных животных Африки: слонах, львах, жирафах, бегемотах и буйволах (антилопах). Но, тем не менее, даже «дополненный» родственниками вариант тингатинга и все его рисунки очень любят дизайнеры, поскольку они создают определенное настроение любому помещению и пространству. История тингатинга, на самом деле, очень интересна. А еще это — удивительный мир для создания персонажей для детских мультфильмов, игр и т. д.

При всей своей детскости и непосредственности эти рисунки далеко не так просты, как кажутся на первый взгляд.

Рисунки про людей или зверей
Рисунки про людей или зверей

Взаимоотношения между людьми, эмоции, передаваемые зарисовками из жизни африканских животных, настроение автора, выраженное сочными и односложными красками, далеко не столь однозначное, как просто синий, красный, желтый цвет и детский рисунок. При этом никогда не будет повторяться их смысл и сообщение автора своему зрителю. Я прочитала в них вот что: «Африка — как душа ребенка — всегда открыта и непосредственна. Но при всей иллюзорности счастья и кажущейся беззаботности ее могут переполнять и другие переживания».

Работа в стиле Тингатинга
Работа в стиле Тингатинга

Работы в стиле тингатинга здесь, в Музее Африки в городе Чаньчунь, представлены сразу на двух этажах — внизу, в холле, где мы стояли столбами и не могли отвести взгляд от стены, украшенной 701 рисунком и на втором этаже, экспозиции которого открывает надпись «Разноцветная Африка». А вот две драгоценные картины, созданные и подписанные самим Эдуардо Саиди Тингатинга, ставшим легендой и одним из символов Танзании, размещены отдельно. За стеклом и под отдельной охраной.

Работы Тингатинга за стеклом и под охраной
Работы Тингатинга за стеклом и под охраной

В экспозиции «Разноцветная Африка» есть также примеры работ в стиле окрашенных гравюр Zambia.

Удивительный мир Маконде

Однако, каким бы магнитом не тянули эти чудесные картины и эта часть Музея Африки, с ее детской непосредственностью, открытостью и наивностью, все-таки краски и сюжеты рисунков тингатинга — это лишь часть африканского искусства, культуры и души. И впечатление, составленное об Африке и ее людях только по экспозиции «Разноцветная Африка», оказалось бы неполным и неточным.

По-настоящему завораживают образы, представляющие совсем другую Африку — черную.

Черные фигуры завораживают
Черные фигуры завораживают

Парадокс! Все многообразие, разноплановость и неповторимость Африки может быть выражена всего одним, черным, цветом. И это вовсе не цвет траура и смерти. Оказывается, черный может быть и цветом жизни! И связано это искусство с этнической группой Маконде.

Маконде (Makonde) — этническое сообщество в Африке. Для мужчин этого сообщества традиция заниматься резьбой по дереву характерна с самых древних времен. В основе каждой работы — вечные мотивы из жизни: любовь, добро, зло, рождение, смерть.

Образ из дерева
Образ из дерева

На протяжении многих веков фигуры, вырезанные из эбонитового дерева и дерева мпинго, играли центральную роль в их обрядах. Из дерева здесь делалось почти все. Даже само появление на свет людей из племени Маконде связано с деревом. Об этом рассказывает одна легенда:

«…В начале начал было существо, но не человек. И существо это жило в одиночестве в очень глухом месте. Однажды взял он кусок дерева и с помощью инструмента вырезал фигуру. Потом он поместил ее на солнце на крыше своего жилища. Наступила ночь, и когда солнце снова поднялось, фигура превратилась в женщину и стала его женой. И появился у них ребенок, но через три дня он умер. „Давай перейдем от реки к более высокому месту, где кроватью для нас станет тростник“ — сказала жена. И это они сделали. И снова она зачала, и ребенок появился на свет, но через три дня тоже умер. И женщина опять сказала: „Давай перейдем еще выше, к месту, где густой кустарник растет“. Еще раз они переехали. В третий раз они задумали ребенка, и он родился. И этот ребенок выжил, и он был первым Makonde».

В резьбе по дереву сообщество Маконде достигло совершенства
В резьбе по дереву сообщество Маконде достигло совершенства

Много песка ветер унес с того времени. Но все потомки Маконде и по сей день продолжают боготворить Женщину и продолжают вырезать ее из дерева. В наши дни все работы и произведения, выполненные из дерева резчиками сообщества Маконде, представлены тремя стилевыми и смысловыми группами: Шетани (Shetani) — (дьявол), Уджаммаа (Ujammaa) — (жители одного племени), Мавингу (Mawingu) — (облака).

В момент нашей неожиданной встречи с Африкой я, конечно, ничего ни об этой легенде, ни об этих видах резьбы по дереву не знала. Шагала по таинственному миру африканского искусства с открытым ртом, вытаращенными глазами и трепетом в душе.

Казалось бы, тридцать секунд назад ты любовался выразительностью и яркостью разноцветных «детских» рисунков тингатинга. И вот, идешь дальше, сталкиваешься с замысловатыми ажурными столбами и…сам столбенеешь от изумления! Перед тобой — фигуры, вырезанные из ствола дерева.

Фигуры, вырезанные из ствола дерева
Фигуры, вырезанные из ствола дерева

В одном стволе, оказывается, могут жить десятки человеческих фигур! Их сплетение создает особую ажурность, поразительную просто красоту. Рассматриваешь и не понимаешь… Какое же надо иметь воображение, чтобы хотя бы просто представить себе подобное переплетение ног, рук, тел и судеб? А уж выпилить из дерева — уму непостижимо!

Это — работы в стиле Уджаммаа. Ujammaa (group) на языке суахили — жители одного племени, одной деревни.

В Музее Африки Чаньчуня
В Музее Африки Чаньчуня

Этот вид африканского творчества в Европе также называют «Дерево жизни» («tree of life»). Зачастую вырезались в качестве тотемного столба. Единая композиция, состоящая из нескольких десятков или даже сотен переплетенных фигур людей или животных, каждая из которых соединялась с соседней и являлась определенной опорой и поддержкой остальным. Нередко художник старался через все композицию передать какую-то общую характерную черту всего племени или деревни.

Вырезалось дерево изнутри из цельного куска ствола дерева. При этом резчики использовали форму «рельеф» или «открытая резьба», для того, чтобы цельно представить образ жизни и работы одной семьи или одного племени. Фигуры Уджаммаа нередко достигали в высоту несколько метров.

Шетани (дух) — Shetani (spirit) — на языке суахили это слово означает «дьявол». Это наиболее почитаемый и обожаемый художниками Маконде стиль скульптур. К примеру, фигуры тотемов всегда выполнены в стиле шетани. Тотемы, по сути своей и без того богаты тайными смыслами, дополнительными значениями, странностями в форме, но они могут стать еще более насыщенными благодаря желанию и воле художника, выражающему через эти фигуры свои чувства: любовь, ненависть или злобу.

Черные статуи
Черные статуи

Разглядывая эти «шетанинские» лица и фигуры, вы с удивлением можете обнаружить, что замерзли. От них действительно иногда передергивает, как от озноба. Работы в стиле «шетани» заставляют воображение содрогнуться, оставив в душе очень сильное впечатление. Незабываемое.

Работы в стиле Шетани
Работы в стиле Шетани

Интересен рассказ о том, как этот стиль зародился. История Шетани связана с резчиком по имени Самаки (Samaki). Как известно, работы резчиков и художников в Танзании являются не только ритуальной необходимостью, но и способом прокормить племя. Ибо вот уже почти сто лет черные фигуры, вырезанные из эбонитового дерева, хорошо раскупают иностранцы, «охотники за Африкой». Однажды Самаки принес своему торговцу испорченную работу. Во время резки ствол дерева случайно упал и раскололся на две половинки. На каждой из половин остались один глаз, одно ухо, одно отверстие носа, одна нога и одна рука. Торговец был опытным дельцом, он сразу понял, что в его руках отличный товар. И он предложил Самаки вырезать несколько работ с отдельными частями тела. Селяви! Рынок определяет развитие творческой мысли ничуть не меньше, чем гениальность авторов.

Совсем другие чувства вызывают работы в стили Мавингу. Mawingu (на языке суахили означает облака) — «очертания облаков» — этот стиль африканской резьбы по дереву теперь стал для меня любимым! Столько удивительных образов!

Облаками навеяно
Облаками навеяно

Оказывается, перед тем, как приступить к резьбе по дереву, художники наблюдают за облаками над головой, их движением, формой и только затем приступают к творчеству, реализуя в вырезанных образах свои непосредственные впечатления и ассоциации от созерцания облаками. Поэтому этот вид скульптур получил название «скульптуры с очертаниями облаков».

5 чудес Музея Африки: тингатинга, юджамаа, шетани, мавингу и… супружеская пара Ли

До этого дня, до этой встречи с Африкой, случившейся здесь, в Чаньчуне, я абсолютно ничего, ни грамма, миллиметра, звука или буквочки не знала об этих странных шетани, тингатинга, уджаммаа или мавингу. Но поверьте мне на слово, в Музее Африке есть и еще одно чудо, может быть даже гораздо более неожиданное, чем все его произведения искусства.

Фигуры в Музее Африки
Фигуры в Музее Африки

Почти 12 000 экспонатов этого музея найдены, куплены, собраны, привезены в Китай и…подарены Чаньчуню (а вместе с ним и всему Китаю) одной супружеской парой — Ли Соньшань (Li Songshan) и Хан Рон (Han Rong).

И вот этот факт до сих пор меня поражает и восхищает!

Ли Соньшань и Хан Рон
Ли Соньшань и Хан Рон

«…Мы счастливы представить вам нашу коллекцию. Все эти работы были отобраны нами за несколько десятков лет, прожитых в Африке. Мы тщательно и бережно коллекционировали их, пока хватало жизненных сил и финансовых ресурсов. Музей представляет художественные работы Танзании, Замбии и других стран Юго-Восточной Африки. Значительная коллекция деревянных скульптур художников Маконде, творивших в период последних 50 лет. 45 лет назад мы начали изучать африканский язык суахили. Затем выполняли дипломатическую миссию и часто путешествовали из Китая в Африку и из Африки в Китай. И постепенно, неожиданно для себя самих постигали суть африканского искусства Маконде, и его искренность, дух. Эта маленькая этническая группа в Африке, которая живет свободной, естественной, близкой к природе жизнью поколение за поколением. А творчество Маконде — это белые сливки скульптурного искусства, созданные из черного дерева! И мы хотим, чтобы и художники и народ Китая видел это искусство и вдохновлялся им в той же степени, в какой оно вдохновляет нас!»

Зал в Музее Африки
Зал в Музее Африки

Вот так все просто у них, у китайцев. Люди дарят своей стране реализованную мечту, а страна строит для этой мечты огромный музей и называет его их именем. Songshan & Han Rong African Art Collection Museum.

И теперь поколение за поколением жителей этой страны смогут вдохновляться не только искусством другого континента, но и единством ценностей и приоритетов, общих и для граждан, и для государства.

Со странным ощущением счастья и горечи покинули мы стены таинственного и удивительного Музея африканского искусства, разместившегося на самой окраине Всемирного Парка Скульптур в Чаньчуне.

P. S. Парк Скульптур выжал из нас все силы. Мы потратили их на череду неожиданных мгновений счастливого изумления, импульсы сиюминутного восторга и киловатты восхищения. Этот заряд ошеломляющей энергетики творчества выстрелил в самое сердце. Где живет и по сей день. Но победную точку в этом великолепном путешествии в мир прекрасного поставила сама Природа.

К выходу из Парка нас провожала стая лебедей. Черных!!! И мы увидели их впервые в жизни…

Нас провожала стая черных лебедей
Нас провожала стая черных лебедей

Поделиться с друзьями