О помощи ближнему, о циничном отношении к жизни, о равнодушии

Автор: Ольга Макарова, семейный психолог

На портале Владмама происходит такое множество событий, что отследить все в постоянном режиме — та еще задачка. Наверное, хорошо когда у каждого из нас складывается СВОЯ Владмама. Действующая, объединяющая, поддерживающая. Для меня интереснее Владмама думающая, обсуждающая, решающая. Признаюсь, что мое внимание к одному обсуждению на форуме привлекли те, кто в курсе всего, что происходит на Владмаме. Так и сложился этот текст о помощи ближнему, о циничном отношении к жизни, о равнодушии.

Посыл таков: среди бела дня на земле от передозировки в агонии умирал молодой мужчина лет 30, его приятель беспомощно пытался поднять его, чтобы продолжить путь, но у него ничего не получалось.

«Не люблю наркоманов, не люблю алкашей. Но они как бы тоже люди-человеки в глубине души…Несмотря на то, что это все говно и грязь — не смогла пройти мимо. А парень уже не жилец. Не стала фотать, снимать видео, комментировать, как любят это сейчас делать и выкладывать в непотребном виде людей в инстаграмм. А быстро среагировав на ситуацию, поняв, в чем проблема, вызвала скорую, объяснив четко и ясно, что случилось. Диспетчер молодчина, приняла вызов. Хотя, сомневалась и сказала, ВАМ РЕШАТЬ…И Я РЕШИЛА, что они должны ему помочь. А потом ушла. Не стала ждать. А зачем? Я тут больше не нужна. Его спасут. Успеют. Надеюсь. Он потом все равно будет колоться, а может перекумарит и не будет? Хз… П. С. ещё момент — ВСЕ ПРОХОДЯТ МИМО!!!!!!!!!!!»

Произошло то, чего могло не произойти — умирающему парню вызвали скорую, диспетчер приняла (!) вызов, скорая приехала! Ангел-хранитель этого парня помог нашей героине рассмотреть в нем человека, хотя он давно в грязи, да и сам себе не очень нужен. Так у жизни появился еще один шанс. А нашу героиню назвали по ее признанию «порядочной дурой, спасшей убийцу». На мой взгляд, произошло важное событие в жизни Morozony, какой бы рядовой в своей неприглядности не проявилась наша реальность в те минуты. В ее душе случился библейский суд, в котором она могла рассудить по праву милосердия, а могла и по праву справедливости. Поверьте, всем нам хотелось бы вердикта по праву милосердия, что бы мы ни творили, в каком дерьме не оказались. Пусть наркоманы — уже не люди, а грязь (так считает социум, соседи, мама, другие), они убийцы себя и преступники, грязь. В ее душе победило милосердие. В обсуждении на форуме было решение и по справедливости:

«Я б прошла мимо, если б была на 100% уверенна, что наркоша! И даж совесть не мучала… Его никто не заставлял „пробовать“ эту гадость! Он сам выбрал свой путь…. а родные…они „выдохнут“, когда похоронят( ((Знаю, сталкивалась…))»

Нравственный вопрос для каждого: поступить по справедливости или по принципу милосердия? И возникает он для каждого из нас практически каждый день. Мы просто не замечаем этих маленьких выборов. И тут не нужны рекомендации или нотации. Это происходит на каждом шагу в каждой отдельной жизни. Что следует из этих цепочек каждодневных выборов? Новая реальность каждого из нас в отдельности и наша общая реальность.

О равнодушии

О решении пройти мимо поговорим чуть позже. Для равнодушия нужно на мгновение другое ослепнуть, оглохнуть, ничего не говорить «здесь и сейчас» и уж точно не думать. Позже придет объяснение, почему ТАК НУЖНО БЫЛО ПОСТУПИТЬ. Это объяснение важно для внутреннего употребления, чтобы избавиться от щемящих душу рефлексий. Однако, нам гораздо важнее понимать социальные механизмы равнодушия, чтобы иногда суметь противостоять этой привычной, выученной реакции.

Мне было восемь лет, когда папа уехал хоронить своего друга. Мы гостили у них в южном городе, и его улыбка до сих пор помнится, хотя прошло много лет. В воскресный летний день рано утром он отправился на велосипеде за шелковицей. Такая нежная и сладкая ягода. Никто не видел, как это случилось, но он сильно ударился головой, потерял сознание, но сумел встать и сумел дойти практически до своего дома. Но кровоизлияние уже нарушило ориентацию, он не узнавал привычное, не знал, куда идти. Навстречу шли знакомые, семейная пара, которая вышла прогуляться в этот солнечный летний день. Поздоровались, и дядя Юра спросил: «Скажи, пожалуйста, где мой дом». Приятель смутился, хохотнул, мол, ты что, понимая, что дом-то вот он, в двух шагах. И они отправились дальше. А дядя Юра сменил маршрут и ушел в сторону оврагов, которых там множество. Там и потерял сознание. Там его настигла смерть. Эта история не дает покоя по сей день. Почему Ангел-хранитель оставил такого доброго и светлого человека? Теперь я знаю, что вопросы «почему» здесь неуместны.

Для меня очень важно, что наша героиня Morozony, стесняясь и как бы оправдываясь, почувствовала связь с человеком, в жизни которого она успела мимолетно принять участие:

«Интересно, вот сейчас его откачали, а думает ли он вообще о том, что кто-то не прошел мимо и попытался помочь».

Осознание того, что незнакомые и отчужденные мы так или иначе связаны между собой, иногда приходит. В такие минуты мир выглядит обнадеживающе разумным. И в этом ответ подсознательной тревоге, требующей ответа, как и в детстве, в пору беспомощности. Мне плохо… что-то не так. Как этот мир, то есть окружающие, близкие, все среагируют на происходящее со мной? И болезненный вопрос: я могу рассчитывать на чью-нибудь поддержку?!

Попробуйте проверить себя и ответить на вопрос: кто откликнется, если со мной что-то случится? Чаще в нашей реальности каждый начинает думать о самом близком окружении — это и есть размерность мира, в котором живет каждый из нас. Как правило, это ближний и довольно узкий круг. Чем больше нам видится этот самый круг, тем больше оптимизма теплится в душе.

Однажды я грохнулась в Вашингтон-сквер. На голове две пары очков — солнцезащитные и с диоптриями, в руке книга. Неудачная обувь, скользкая подошва. Зазевалась и грохнулась. Очки полетели, создав ощущение землетрясения. Ко мне тут же кинулись люди, проходящие в двух метрах. Мои очки и книга вернулись ко мне, спросили о самочувствии, помогли встать и уже через пару фраз моих объяснялок отправились по своим делам. Позже через улицу мне помахал рукой парень, который был там. Я ответила ему тем же и огромный город стал не просто гомонливым и суетливым, а живым.

«Как бы вы поступили?»

Этот вопрос задает аудитории героиня. Неизвестно до поры выбора, что бы не говорилось и не утверждалось заранее. Ведь вопрос и в том, на что я остро среагирую? Где та грань, за которой я немедленно предприму что-либо?

Грань «жизнь-смерть» в нашей реальности вполне жизненна и даже обыденна.

Вы заметили, что разговор о помощи вообще не стоит? Речь идет о ситуации пограничной со смертью. И если пространство жизни ограничивается лишь ближним кругом — к ним мы придем на помощь, то как быть с остальными? Понятно.

Пробить нас сложно. Мы на очень многое реагируем апатией. Это болезнь. Серьезная болезнь, у которой выстроенный социальный контекст, когда длительное давление в разных формах и страх вызывают апатию. Привычность к насилию делает его информационным фоном, порождая равнодушие или безучастность. Причем, равнодушие, как усталость от давления и насилия. Безучастность, как выученная социальная реакция — не вмешивайся и не получишь негативный ответ. И не станем забывать об опыте, когда твоя активность выходит тебе же и боком. Не так? Да, увы, но это так. И наша героиня об этом задумалась: «Определяться не хочу, но там побывала полиция. Скорая вызвала скорее всего. И в скорой телефон попросили».

Среда, в которой мы живем агрессивна, сколько бы мы не прятались от реальности, мы об этом ЗНАЕМ. И тогда на помощь приходит спасительный цинизм.

О цинизме

«Придет в себя и первая мысль будет о дозе. А к чему вы всё это написали? Чтобы вас похвалили или наоборот поругали?

Не вызвала бы (скорую) из знания, что человек сам выбрал такую жизнь. Это его выбор и его путь. А когда ты ему пытаешься помочь, в итоге ты же и виноват во всем оказываешься. Так что в итоге человек получает то, к чему сам намеренно стремился, пожинает плоды сделанного когда-то выбора. И кстати они не жалеют ни матерей, ни жен, ни детей…Да, я циник. Но когда я не была циником и пыталась помочь, сама чуть не довела себя до крайности и мыслей о суициде… Так что лучше я буду циником».

Пора несколько слов сказать в защиту порицаемому, но спасительному цинизму. Очень часто он выступает как защита. Да-да. С малого возраста приходится учиться раздвоению и растроению, когда думаешь одно, говоришь другое, а поступаешь… Вот когда ты поступаешь, как бы понимая то, что декларируется и точно усвоив, как следует поступить.

В бытовом выражении это выглядит так: он говорит красивые и правильные вещи, а поступает совсем по-другому. Реальности раздваиваются и параллелятся. Сознательное отрицание норм поведения приходит тогда, когда обстановка выглядит ненормальной с точки зрения здравого смысла. Циники видят, что правила, по которым должно жить общество, не соблюдаются. И отныне их удел — индивидуализм. Выпестованный индивидуализм дает ощущение внутренней свободы. Можно сказать, что циник оппозиционно настроен к социальному окружению. Циник высмеивает, выражает свое презрение, сомневается.

Но что происходит с этим человеком? В циничном поведении можно проследить отторжение ненормальности общественной жизни в его понимании. Это бунт, в котором и разочарование человека в социальных механизмах, и нежелание подчиняться общепринятым нормам. Отвергая общественную реальность, такой человек опирается на собственные убеждения и отныне многое станет называть условностями. Вредными и лживыми. В ряде случаев цинизм становится убежищем для человека, утратившего веру во что-либо, разочаровавшегося.

Цинизм может шокировать яркостью, в лице, скажем, талантливого циника — Александра Невзорова. Пройдя вооруженные конфликты, огонь, воду, медные трубы, подбирая все самое шокирующее своей гадостью для программы «600 секунд» Невзоров вывел формулу своего цинизма как «Искусство называть вещи своими именами». Если приблизиться к тому, что составляет опыт Невзорова, его цинизм уже не кажется чем-то аномальным или отрицательным. Очевидно, что у него есть на это свои основания, оплаченные личным опытом.

Циник отрицает стыд, жалость, но во многом это маска. Маска, прикрывающая чувствительную натуру. Циникам приписывается много грехов, когда они всего лишь прячут свои слабости и чувства в бездушной среде. Для того, чтобы не показать эту слабость.

А масок циника может быть несколько. Если абстрагироваться от клейма «циник, значит, плохо», то можно увидеть много любопытного в тех, с кем общаешься.

И тогда очевидно, что доля здорового цинизма не повредит, когда вокруг так много проходимцев, желающих обмануть, воспользоваться доверчивостью, прикинуться кем-то.

Согласитесь, такому человеку многое приходится игнорировать. Он не ведется на многие интернет-уловки и жалостливые истории. И все-таки равнодушие к окружающим — уже цинизм. «Знание» о многих ухищрениях взращивают недоверчивое отношение к миру и людям. Но именно этим люди способны проявлять душевное тепло. Однако, такой человек сам решит, когда стоит помочь ближнему.

Бесчувственным и холодным кажется молодой мужчина, которого тошнит от лепестков в ванне и от комнаты, заполненной свечами. Он не постит котиков и не рассылает сердечки. Не стоит его казнить за это. Просто его тошнит от стереотипа возросшего до высокой пошлости. Для него в этом не романтизм, а дурной вкус, достойный высмеивания. Вот вам и бунт: ему навязывают, а он сопротивляется, проявляя презрительный цинизм. Ему придется найти подругу в этом несовершенном мире. Что не так и просто.

В глазах любителя высмеять таится тоска по идеальному. Его шуточки вполне способны задеть чувствительную натуру, но перед вами разочарованный идеалист, превратившийся в циника. Именно он будет высмеивать эту жизнь, но отзовется и поможет попавшему в беду. Как говорится, шутки отдельно, а жизнь отдельно. И для него это правило. Да, его могут считать грубым и циничным, но это хороший человек. Пусть и циник.

Так каков вердикт?

«Если есть возможность предотвратить смерть, то это надо сделать.

Каждый решает за себя, пройти мимо и не заметить или набрать ноль три.

Кто определяет ту грань, когда дозволено спасать жизнь и когда можно пройти мимо? Хотя мне кажется, что многие просто не видят, что происходит вокруг.

Опять почему — то вспоминается эффект бумеранга, ты пройдешь мимо и мимо твоих родных пройдут мимо.

Жесть, в который раз убеждаюсь, что владмамы — самые добрые люди в мире».

С благодарностью к владмамочкам за этот разговор, Ольга Макарова

Поделиться с друзьями