VLADMAMA.RU https://vladmama.org/forum/ |
|
Как разные люди научились читать https://vladmama.org/forum/viewtopic.php?f=108&t=210988 |
Страница 1 из 1 |
Автор: | Азарина [ 17 мар 2014, 01:30 ] |
Заголовок сообщения: | Как разные люди научились читать |
Сергей Георгиев ![]() «Мне казалось, что я дружу со всеми веселыми человечками» Сергей Георгиев известен российским читателям прежде всего как автор сценариев юмористического журнала «Ералаш» и веселых детских книг. Еще он пишет пьесы и либретто. Но, главное, он умеет смеяться. «Только не думайте, ‒ говорит он, ‒ что я хожу по улицам и специально ищу смешное. Или вижу только смешное. Жизнь разная, и я вижу разную жизнь. Но мне хочется жить в мире, где все хорошо. И мне интересно узнавать что-то про этот мир. Для этого я книги пишу ‒ чтобы себя порадовать. Себя – и потом читателя». А когда-то Сергей Георгиев был маленьким мальчиком, который только учился читать. Как это было? – Сергей Георгиевич, вы помните, как вы научились читать? – У меня обе бабушки были замечательные. И для меня было совершеннейшее счастье, когда они мне читали вслух. Ничего приятнее из детства вспомнить не могу. Садилась та или другая бабушка на диван, я тапочки сбрасывал, прижимался поближе к бабушке. И бабушка – чаще бабушка Тася – брала книжку и начинала читать. Она читала хорошо, с выражением. Это был какой-то другой, совершенно сказочный мир. Потом я научился читать самостоятельно, но скрывал это от всех. Причина была простой. Я понимал, что мне скажут: «Зачем мы будем читать тебе вслух, когда ты сам умеешь? Бери книжку и садись». Я делал вид, что я балбес-балбесом. Бабушка спрашивала: «Ну вот смотри, что это за буква?» Я отвечал: «Забыл, как она называется, “фы”, кажется…» «Ну ладно», – говорила бабушка. И опять мы садились на диван, и бабушка читала вслух. На этом безобразии меня поймал папа. Он как раз и употребил слово «балбес». Папа мне сказал: «Если хочешь быть балбесом, никаких усилий прикладывать не надо, у тебя получится. А если хочешь чего-то добиться, то надо приложить усилие, надо научиться хотя бы читать». И мне стало так обидно, что я взял книжку и стал читать вслух и с выражением. Папа сказал: «Я знаю, что ты не балбес». Вот и все. – После «разоблачения» вам не перестали читать вслух? – Я пользовался тем, что у меня есть младший брат. Читали ему, а я сидел рядом и прислушивался. Чтение вслух для меня было счастьем совершенно необыкновенным. И с чтением у меня очень много связано. Я читатель с запоями, читаю очень много. Предмет моей гордости – я первый читатель «Веселых картинок», что документально подтверждено на сайте журнала. Там висит моя физиономия и написано, что я – первый читатель «Веселых картинок». Этот момент помню очень здорово. Тогда проводилась потрясающая, великолепная реклама «Веселых картинок»: висели плакаты на почте, в детском садике нам рассказывали, что создается новый журнал специально для детей. Поскольку я был тогда в младшей группе, я понял так, что это специально для меня, для Светы Вандышевой, моей подружки, и для других детей. Про нас как-то узнали, что нам нужен журнал. И для нас этот самый журнал и будет. И бабушка мне тоже сказала, замечательная моя бабушка Тася: «Сережа, для тебя собираются издать журнал. Мы с тобой пойдем и его выпишем». И мы пошли на почту, и бабушка выписала «Веселые картинки». Потом она мне объясняла: «Вот почтовый ящик, каждое утро мы оттуда берем почту. Для дедушки приходит журнал по садоводству – дедушка у нас был знаменитый садовод, переписывался со всем Советским Союзом, – папа выписывает газету, и сюда же будет приходить журнал для тебя». И когда журнал наконец-то пришел, счастье было совершенно невероятное. Я помню первый номер, помню, как мы с ним сидели, как мне все нравилось, как мне казалось, что я дружу со всеми веселыми человечками, знаю все их характеры... «Веселые картинки» постоянно были со мной. ![]() А следующим этапом взросления для меня стало, когда папа сказал: «Слушай, а ведь ты у нас уже совсем взрослый, пойдем “Мурзилку” выпишем». С журналами у меня связаны самые теплые, самые хорошие, самые лучшие воспоминания. А потом, когда уже не вслух, а про себя научился читать, я увлекся самим процессом. Как оказалось, это еще интереснее: про себя я мог читать как угодно, мог возвращаться, мог попробовать другую интонацию, другой ритм, совсем по-разному мог читать. Я стал читать очень много. Где-то в классе, наверное, в пятом-шестом, меня поразило вот что: когда мы начали проходить русскую классику, вдруг оказалось, что все самое главное, все самое интересное я уже прочитал пару лет назад. И прочитал очень просто, то есть просто снял с полки и прочитал. У нас в доме была замечательная библиотека, наследство моего дедушки, а дедушка собрал много чего. В частности, он собрал полностью так называемую «Дешевую библиотеку». Помните, что это такое? – Книги в мягких обложках? – В твердых переплетах, но на дешевой бумаге. В конце НЭПа советское государство решило вытеснить частные издательства, все самые лучшие произведения стали печатать в дешевом варианте. Курировал «Дешевую библиотеку» Максим Горький. Качество было великолепное, цена – копеечная. А для меня важнее всего были как раз тексты. В дедушкиной библиотеке чего только не было! Папа мне сказал: «В нашем доме хорошая библиотека, книг много, нет ни одной плохой книги. Подходи и выбирай, до чего дотянешься. До чего не дотянешься – стул подставь и бери любую книжку. А принцип, – говорит, – такой: открываешь книгу, если тебе интересно, берешь и читаешь. А если не интересно – значит, ты до этой книжки еще не дорос». И я столько читал… И стимул был замечательный: если книга казалась не очень интересной, то становилось как-то стыдно и обидно: неужели не дорос? Ну-ка, дай-ка я все-таки почитаю, все-таки попробую разобраться. И по этой причине я прочитал очень много. Отсюда |
Автор: | Азарина [ 17 мар 2014, 12:57 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Как разные люди научились читать |
Максим Кронгауз ![]() «Детская литература – это некое культурное склеивающее вещество» Максим Кронгауз – доктор филологических наук, профессор, бесспорный авторитет в области лингвистики. – Максим, вы помните, как научились читать? Сколько вам тогда было лет? – Существует семейная легенда, по которой я начал читать в три года, и первой прочитанной мною книжкой были «Три мушкетера» Дюма. Но поскольку это звучит крайне неправдоподобно, я не могу на этом настаивать. Но из детства действительно помню этот роман Дюма и то, что примерно в это же время я научился играть в шахматы. Больше ничего не могу сказать. Лет до 10 я читал по преимуществу приключенческую литературу. Но мы тогда читали то, что было. Это сейчас ты можешь купить ребенку все что угодно. А тогда нет. Я помню некоторые книжки – как они стояли в шкафу. Помню их цвет. «Три мушкетера» были красного цвета. Помню оранжевый шеститомник Майн Рида. Взросление состояло в том, что я перешел к серенькому Джеку Лондону. А замечательные переводные сказки «Винни-Пух» и «Карлсон» для меня появились чуть позже. Я помню свои впечатления от них. Я вообще много читал. Что осталось в памяти из детской литературы? Я очень люблю Незнайку. Он совершенно потрясающий герой для советского времени. Первая книга Николая Носова, безусловно, классика. Она работает как правильная детская книга – и на ребенка, и на взрослого. Одну фразу из нее – «А мой портрет ты лучше сними» – я постоянно цитирую. В разных ситуациях. Еще я очень любил «Волшебника Изумрудного города» (пересказ Александром Волковым «Волшебника из Страны Оз» Фрэнка Баума) и вторую, уже самостоятельную, книгу Волкова – про Урфина Джюса. Были какие-то книги, которые меньше запомнились, меньше на меня повлияли, но все их знают: например Лагин с его «Стариком Хоттабычем». Отсюда |
Автор: | Азарина [ 17 мар 2014, 13:08 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Как разные люди научились читать |
Дмитрий Мамин-Сибиряк ![]() Книжка с картинками В радужной перспективе детских воспоминаний живыми являются не одни люди, а и те неодушевлённые предметы, которые так или иначе были связаны с маленькой жизнью начинающего маленького человека. И сейчас я думаю о них, как о живых существах, снова переживая впечатления и ощущения далекого детства. В этих немых участниках детской жизни на первом плане, конечно, стоит детская книжка с картинками… Это была та живая нить, которая выводила из детской комнаты и соединяла с остальным миром. Для меня до сих пор каждая детская книжка является чем-то живым, потому что она пробуждает детскую душу, направляет детские мысли по определённому руслу и заставляет биться детское сердце вместе с миллионами других детских сердец. Детская книга — это весенний солнечный луч, который заставляет пробуждаться дремлющие силы детской души и вызывает рост брошенных на эту благодарную почву семян. Дети, благодаря именно этой книжке, сливаются в одну громадную духовную семью, которая не знает этнографических и географических границ… Как сейчас, вижу старинный деревянный дом, глядевший на площадь пятью большими окнами. Он был замечателен тем, что с одной стороны окна выходили в Европу, а с другой — в Азию. Водораздел Уральских гор находился всего в четырнадцати верстах. — Вон те горы уже в Азии, — объяснял мне отец, показывая на громоздившиеся к горизонту силуэты далёких гор. — Мы живём на самой границе… В этой «границе» заключалось для меня что-то особенно таинственное, разделявшее два совершенно несоизмеримых мира. …Душой угловой комнаты, носившей название чайной, если можно так выразиться, являлся книжный шкаф. В нём, как в электрической батарее, сосредоточилась неиссякаемая, таинственная, могучая сила, вызвавшая первое брожение детских мыслей. И этот шкаф мне кажется тоже живым существом. Его появление у нас составляло целое событие. Мой отец, небогатый заводский священник, страстно любил книги и затрачивал на них последние гроши. Но ведь для книг нужен шкаф, а это вещь слишком дорогая, да, кроме того, в нашем маленьком заводе не было и такого столяра, который сумел бы его сделать. Пришлось шкаф заказать в соседнем Тагильском заводе, составлявшем главный центр округа демидовских заводов. Когда шкаф был сделан, его нужно было привезти, а это дело тоже нелёгкое. Помню, как мы ждали несколько недель, прежде чем подвернулась подходящая оказия. Его привезли зимой, вечером, в порожнем угольном коробе. Это было уже настоящее торжество. В детстве я не знал другой вещи более красивой. Представьте себе две тумбы, а на них письменный стол, на нём две маленькие тумбы, а на них уже самый шкаф с стеклянными дверками. Выкрашен он был в коричневую краску и покрыт лаком, который, к общему нашему огорчению, скоро растрескался и облупился, благодаря плутовству мастера, пожалевшего масла на краску. Но этот недостаток нисколько не мешал нашему книжному шкафу быть самой замечательной вещью в свете, особенно, когда на его полках разместились переплетённые томики сочинений Гоголя, Карамзина, Некрасова, Кольцова, Пушкина и многих других авторов. Отсюда |
Автор: | Азарина [ 18 мар 2014, 00:14 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Как разные люди научились читать |
Дина Сабитова ![]() Как училась читать писательница Дина Сабитова Дина Сабитова – автор любимых многими читателями книг «Цирк в шкатулке», «Где нет зимы» и «Три твоих имени», лауреат премии «Заветная мечта». Как она выбирала в детстве книги для чтения? Оказался ли этот опыт важным для ее «книжных» отношений с собственными детьми? Как она относится к возрастной маркировке книг? – Дина, расскажите о своем детстве. Какие книги вы читали и как их выбирали? – Читать я начала очень рано. У меня была старшая сестра, которая просто не знала, что двухлетнего ребенка научить читать нельзя. И она с двух лет стала учить меня, к трем –успешно научила, а в четыре года я уже была записана в библиотеку со своим собственным формуляром. До этого я приходила с сестрой, и она брала мне книги на свой читательский билет. Но однажды библиотекарь сказала: все равно девочка читает, так что давайте сделаем ей отдельный читательский билет, и это будет самый молодой читатель нашей библиотеки. Я была ужасно горда. К семи годам я была записана в три ближайшие городские библиотеки: детскую, школьную и мамину заводскую. И каждую неделю я таскала оттуда огромную авоську книг. Мне разрешали брать на свой абонемент штук семь-восемь, и я читала запоем. Я очень гордилась тем, что моя первая школьная учительница разрешила мне раз в два дня, когда все повторяют новую букву, приносить новую книгу. Вот тогда я прочитала «Неточку Незванову» Достоевского, «Робинзона Крузо» и еще целую кучу толстых книг из собраний сочинений, которые стояли у родителей на полке. Мои родители относятся к технической интеллигенции. Но мама – страстная пушкинистка, а папа очень любил читать исторический нон-фикшн. Так что книги в доме всегда были. Помню, что в первом-втором классе я гордилась тем, что у меня были какие-то запредельные цифры по скорости чтения, – хотя, наверно, это совершенно не говорило об осмысленности этого чтения. В общем, все свободное время (поскольку интернета тогда еще не было, а мультики по телевизору показывали два раза в день) я читала, читала и читала. Все, что попадалось под руку, совершенно без разбора. Часто читала какой-то совершенно немыслимый советский мусор. Помню, классе в четвертом я много раз перечитывала трешовую по тем временам книгу «Совершеннолетние дети», о борьбе буковинских коммунистов. Много хороших книг досталось мне, как ни странно, из макулатуры. Так, в седьмом классе мне в руки попала книга без обложки, и я тогда была уверена, что никто ее никогда не читал. А недавно обнаружила целое сообщество в ЖЖ, посвященное ей. Эта моя любимая до сих пор детская книга – «Дорога уходит в даль» Александры Яковлевны Бруштейн. Так что я – такая обычная читающая девочка из средней инженерной, негуманитарной семьи. Уже потом, в десятом классе, я вдруг поняла, что ничего другого делать не умею – только книжки читать. И подумала, что скорее всего имеет смысл поступать на филологический факультет. – Получается, что вы сами в детстве читали литературу, рекомендованную для совершенно разных возрастов? – Да. И меня страшно возмущало, что в пионерских лагерях, например, нам запрещали подходить к библиотечным полкам с книгами, предназначенными для других классов. Я была в четвертом классе, и там была полка «Книги для четвертого класса», а книги для седьмого класса мне брать запрещали. Это было непереносимо. Отсюда |
Автор: | Азарина [ 18 мар 2014, 00:19 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Как разные люди научились читать |
Борис Шергин ![]() Как учился читать писатель Борис Шергин Борис Викторович Шéргин (1893 – 1973) – писатель, фольклорист, публицист и художник. Писал он, в основном, для взрослых. Но был связан и с детской литературой: в 20-х годах прошлого века работал в московском Институте детского чтения при Наркомпросе. А в 1957 году в издательстве «Детская литература» был опубликован сборник «Поморские были и сказания». Шергин, родившийся в конце XIX века, учился читать по церковнославянской азбуке. Но для него это не было трудно. Это было весело. Видимо потому, что будущий писатель наделял буквы «характерами» и любил играть в словесные игры. Отец рисовать был мастер и написал мне азбуку, целую книжку. В азбуке опять корабли, и пароходы, и рыбы, и птицы – всё разрисовано красками и золотом. К азбуке указочка была костяная резная. Грамоте больше учила мама. Букву А называла «аз», букву Б – «буки», В – «веди», Г – «глаголь», Д – «добро». Чтоб я скорее запомнил, шутя говорила, что начертанья А и Б похожи на жучков, буква В – будто таракан, Г – крюк. Для памяти я декламирую: Аз, буки – букашки, Веди – таракашки, Глаголь – крючки, Добро – ящички. И другие стишки про буквы: Ер (ъ) еры (ы) – упал с горы. Ер, ять (ять) – некому поднять. Ер, Ю – сам встаю. А и Б сидели на трубе. Азбуку мне отец подарил к Новому году, поэтому в начале было написано стихами: Поздравляю тебя, сын, с Новым годом! Живи счастливо да учись. Ученый водит, Неученый следом ходит. Рано, весело вставай, Заря счастье кует. Ходи вправо, Гляди браво. Кто помоложе, С того ответ подороже. Будь, сын, отца храбрее, Матери добрее. Живи с людьми дружно. Дружно – не грузно. А врозь – хоть брось! Отец, бывало, скажет: – Выучишься – ума прибудет! Я таким недовольным тоном: – Куда с умом-то? – А жизнь лучше будет. Весной выученное за зиму бегали писать на гладком береговом песке. В городе я поступил в школу, уже хорошо умея читать и писать. Из книги Бориса Шергина «Детство в Архангельске» (Тверь: И. В. Балабанов, 2011) Отсюда |
Автор: | Такая разная [ 18 мар 2014, 00:34 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Как разные люди научились читать |
Вспомнила своё детство, рассказы мужа о его детстве... Библиотечный формуляр с моей закорючкой. Азарина писал(а) 17 мар 2014, 12:57: Еще я очень любил «Волшебника Изумрудного города» Мечта о личной серии книг воплотилась в 22 года... Азарина писал(а) 18 мар 2014, 00:14: И меня страшно возмущало, что в пионерских лагерях, например, нам запрещали подходить к библиотечным полкам с книгами, предназначенными для других классов В 7 лет брать "Лесную газету" нельзя, это в санатории... |
Автор: | Азарина [ 18 мар 2014, 19:41 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Как разные люди научились читать |
Ольга Мяэотс ![]() «Я спасалась тем, что читала детские книжки…» Ольга Мяэотс – известный переводчик, критик, заведующая отделом детской литературы Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им. М. И. Рудомино. Благодаря ее переводческим усилиям мы открыли для себя самых разных авторов, в том числе Ульфа Старка, Доди Смит, а совсем недавно – Эрвина Мозера. Ольга Мяэотс переводит с английского, немецкого, шведского. Много пишет о зарубежных писателях. – Ольга, вы помните, как научились читать? – Думаю, я постепенно училась. С помощью каких-нибудь кубиков. У моих родителей не было никакой специальной методики обучения. Так что я училась читать на том, что было под рукой – на том, что дома читали, что бабушка мне читала. Еще у меня был старший брат, и, наверное, это тоже сыграло свою роль. Я помню, как играла в школу. Это была такая обучающая игра. Я должна была соответствовать роли учительницы. – А свои ощущения от книг вы помните? Когда вы еще не умели читать, но уже брали книжку в руки? – У меня было много журналов. Один мой знакомый художник вспоминает, как он в «Веселых картинках» рассматривал замечательные комиксы «Про девочку Машу и куклу Наташу». Он до сих пор по тем своим ощущениям скучает. Я тоже любила картинки рассматривать. Большие развороты, где много разных деталей. Позже мне выписывали журнал «Мурзилка». И у меня до сих пор хранится диплом за участие в конкурсе рисунков. На этом основании я даже смею считать себя художником «Мурзилки». Еще были радиопередачи, которые я слушала и которые были связаны с журналами. Теперь я понимаю, что меня увлекали именно рассказы, сюжетные истории с продолжением. Я на это «подсаживалась». Это побуждало читать. Интересно читать интересное. А скучные стихи и рассказы отбивают всякую охоту к чтению. – Родители читали вам вслух? – Конечно. На ночь читали и утром. По утрам мне папа читал, лежа в кровати, – видимо, чтобы подольше оттянуть момент вставания. В течение некоторого времени до школы я жила у бабушки. Бабушка моя после обеда ложилась отдыхать. Перед тем, как лечь, она доставала такой большой фартук с карманами. В нем хранились листки отрывного календаря. И бабушка эти листки один за другим доставала и читала вслух. А я все это слушала. И не помню, чтобы было скучно. Отсюда |
Автор: | Азарина [ 18 мар 2014, 19:53 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Как разные люди научились читать |
Майя Кучерская ![]() «Интереснее всего было читать о том, что происходит со мной и с окружающими» Майя Кучерская – писатель, филолог, профессор Высшей школы экономики, колумнист газеты «Ведомости». За роман «Бог дождя» Майя Кучерская получила букеровскую премию, а ее произведение «Современный патерик. Чтение для впавших в уныние» было удостоено Бунинской премии. Один из последних романов Кучерской – «Тетя Мотя». У Майи Кучерской трое детей. Двое из них уже подростки. Некоторое время Майя преподавала литературу в школе. В ее пересказе вышли «Евангельские рассказы для детей». – Майя, как вы считаете, книга может изменить жизнь человека? – Может, если он восприимчив к слову. – То есть вы разделяете представление о том, что книги формируют человека? – Да. По-моему, особенно важно прочитать правильные книжки в юности. Это время особой чуткости, когда ты еще открыт, не зашорен и готов измениться. Мою жизнь изменил Лев Николаевич Толстой как раз когда мне было лет 15. – Но ведь все читают в юности Льва Толстого – хотя бы потому, что его произведения входят в школьную программу. Разве каждый может сказать, что Лев Толстой изменил его жизнь? – Нет, конечно. У каждого это – своя книга, иногда несколько книг. Для меня это была «Война и мир». Тогда я уже писала вовсю – какие-то отрывки, рассказы. Но на самом деле я не понимала толком, что такое настоящая проза, как она пишется. А Толстой мне вдруг «показал»: да вот так! И словно подтолкнул меня. Но это не все. Там, в «Войне и мире» и в «Севастопольских рассказах», постоянно говорилось о другом измерении бытия. До Толстого я ни у кого (может, мне просто не повезло или, наоборот, повезло) об этом не читала. И вот это самое место – про тихо ползущие облака в небе над Аустерлицем – прозвучало как откровение. Я тогда не знала, что оно считается одним из самых знаменитых в мировой литературе. Оно меня потрясло. Значит, существует другой, невидимый мир – раз можно о нем так написать? И в нас самих скрыты бездны и глубины, которые тоже можно описать? Толстой открыл передо мной сразу две перспективы: возможность верить и возможность писать. – Это замечательно. Но вы говорите о вашем личном опыте. Невозможно распространить его на «среднестатистических» девочек, которых заставляют мучиться над томами «Войны и мира» и твердят им какие-то банальности об этом самом «высоком небе Аустерлица». Ничего с ними не происходит. Видимо, человек должен дозреть до встречи с той или иной книгой. Но это дозревание не запрограммировано. Это в некотором роде случайность. Иногда – счастливая, как у вас. Отсюда |
Автор: | Азарина [ 20 мар 2014, 20:34 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Как разные люди научились читать |
Аз да буки – вот и все науки «Как известно, буква Я в азбуке последняя. А известно ли кому, отчего и почему?» ‒ хрестоматийные строчки из стихотворения Бориса Заходера. Буква буквой, но ведь Я – это еще и слово, важнейшее слово в языке, связанное с нашим мироощущением. И вот на тебе – стоит в конце азбуки. Чтобы восстановить справедливость (насколько это возможно), я в свое время рассказывала первоклассникам о том, как был устроен старославянский алфавит, и это было им очень интересно. А самое главное, они получали возможность в некоторых случаях кричать в ответ на какой-нибудь вопрос («Кто это так замечательно сделал?», «Кто знает это лучше всех?», «Кто хочет ответить на самый сложный вопрос?») не «я», а «Аз». Такая была у нас игра. Возможно, она еще кому-нибудь пригодится. «Аз да буки ‒ вот и все науки» ‒ в этой странновато звучащей для современного уха пословице заключен глубокий смысл, о котором мы не догадываемся. Как известно, наш сегодняшний алфавит восходит к буквам кириллицы – славянской азбуки, созданной Константином-Философом, в монашестве Кириллом. Легенда повествует, что Бог открыл Философу письмена в момент молитвы. А исторические источники уточняют: перед тем как Константину было божественное откровение, он долго изучал священные языки. Такими языками считались древнееврейский, греческий и латынь. На этих языках существовало Писание. На последних двух велись богослужения. В священных текстах все имело смысл: не только содержание, но и форма записи, даже расположение букв алфавита. И Константин, прекрасно владевший мудростью своего времени (недаром его прозвали Философом!), создал славянскую азбуку по «образу и подобию» священных алфавитов. Вспомним: азбука создавалась им с вполне определенными целями. Он был миссионером и проповедовал христианство среди славян. А чтобы христианские идеи встретили любовь и понимание, их должно излагать на родном языке, полагал Философ. Но за подобный образ мыслей нетрудно было и еретиком прослыть, потому Константин, стараясь отвести от себя возможные обвинения, следовал усвоенным им канонам священного письма и «обустроил» славянскую азбуку как модель мира и как историю праведника и неправедного человека. Аз и буки – две первые буквы кириллицы, из которых сложилось знакомое нам слово «азбука», обозначали двух персонажей, двух действующих лиц. Аз – хороший, рожденный «быть первым», «светлым князем». Буки – плохой, пустой человек, бессмысленное существо. (Отсюда обычай пугать детей Букой.) кириллицаСоответственно буквы в кириллице располагались не в строчку и не произвольным столбиком, как мы привыкли записывать алфавит, а в два столбика с определенным числом букв. В правом столбике (слово «правый» происходит от слова «правда») – «хорошие» буквы, связанные с Аз-первым, в левом – «плохие» буквы, «Букины». ![]() Отсюда |
Автор: | Азарина [ 20 мар 2014, 20:40 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Как разные люди научились читать |
Валерий Алфеевский ![]() «Я почти все понимал…» Валерий Сергеевич Алфеевский (1906–1989) – художник, классик книжной иллюстрации советского периода. Его авторский «почерк» – тонкие, изящные линии, создающие почти невесомый рисунок, – легко опознается. Но задолго до того, как он стал иллюстрировать книги, он полюбил их читать. Об этом он рассказал в своих воспоминаниях, в главе «Книги моего детства». Какие же книги привлекали в детстве внимание будущего замечательного художника? Оказывается, те, что, с нашей точки зрения, совершенно не подходили ему по возрасту. Почему? Загадка. Тайна индивидуального восприятия. И еще одна важная вещь: эти книги, которые кажутся нам совершенно не подходящими для самостоятельного чтения маленького ребенка, этот ребенок выбирал сам. Никто не стоял над ним и не говорил: читай это, не читай то. А он просто брал их и читал. И это тоже загадка. Не менее интересная. Отсюда |
Автор: | Азарина [ 24 мар 2014, 00:13 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Как разные люди научились читать |
Софья Ковалевская ![]() Как научилась читать Софья Ковалевская Софья Ковалевская – первая отечественная женщина-математик и женщина-профессор, человек незаурядного ума. Как она научилась читать? Сама! Без всяких усилий со стороны взрослых. Так называемая познавательная потребность маленькой Софьи была такой большой, что она сама ставила перед собой задачи и сама искала способы их решения. О том, как это было, рассказал брат Софьи Федор Корвин-Круковский. С обучением Софы не торопились, и хотя девочка приставала к старшим с просьбою научить ее читать разные умные книжки, которые – она видела – с таким интересом поглощает ее старшая сестра, ей отвечали, что она для этого еще слишком мала; погоди, мол, подрастешь, тогда и примемся за учение. Однако такие ответы мало удовлетворяли пытливый ум девочки. Как видно из дальнейшего, уже тогда она обладала значительной настойчивостью, этим отличительным ее качеством, руководившим ею в течение всей жизни и давшим ей возможность достигнуть таких блестящих результатов. Желание проникнуть в тайну тех непонятных для нее знаков, которые пестрели перед ее глазами на страницах заманчивых книжек, не давало покоя нашей милой крошке. И вот она при всяком удобном случае старается получить в руки номер выписывавшейся у нас тогда газеты «Московские ведомости», в которой ее внимание приковывал большими буквами напечатанный заголовок, и обращается ко всем, кого только могла поймать, с просьбой сказать ей, что означает такой-то или такой непонятный для нее знак. Узнавши, например, что первая буква есть «М», она по всему листу старалась отыскать подобную же букву и таким образом твердо запечатляла ее в своей памяти. Затем, через несколько времени, когда, например, гувернантка занята уроком с Анютой, Софа опять, бывало, прибежит к ней: «Голубушка, Маргарита Францевна, скажите мне только одно, как называется эта круглая штучка, после “М”». Та, чтобы отвязаться от нее, скажет ей, что это буква «О»; таким образом мало-помалу Софа затвердила всю азбуку. После этого она, опять-таки путем расспросов, дошла ло того, что из букв составляются слоги, и стала пробовать разные сочетания букв. В тех случаях, когда ей это не удавалось, она снова обращалась с вопросами, пока, наконец, не достигла того, что из букв стала составлять целые слова. ![]() В один прекрасный день она, радостная, прибегает к отцу, в то время, когда он читает газету, и, указывая на заглавие, говорит: «А я, папа, знаю, что здесь написано. Это мо-сков-ски-е ве-до-мос-ти». Тот улыбнулся и ответил ей шутя: «Ну, это, Софа, тебе сказали, сами-то слова ты не умеешь читать». «Нет, папа, умею. Я и другие слова прочту». И действительно, к великому удивлению, стала по складам составлять любое ей указанное слово. Из книги «С.В. Ковалевская. Воспоминания» (издательство «АСТ-пресс», 2005) Отсюда |
Автор: | Азарина [ 24 мар 2014, 00:50 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Как разные люди научились читать |
Михаил Яснов ![]() Как научился читать Михаил Яснов «…Мое детство попало на первые послевоенные годы. С продуктами было плохо, и мама чуть ли не каждый день стояла в очередях, чтобы купить что-то съестное. Папа пропадал на работе, поэтому за мной следить было некому. Естественно, мама брала меня с собой. Я очень хорошо помню этот маршрут. Мы с мамой шли по улице, доходили до магазина, но в очередь она меня с собой не брала, там бы меня просто задавили. Мама оставляла меня на видном месте и строго-настрого запрещала от него отходить. Как правило, таким видным местом была театральная тумба. Огромная тумба, вся обклеенная афишами…» Михаил Яснов – И что же происходило, когда вас оставляли у тумбы? – Я, пока ждал маму, ходил вокруг этой тумбы, как ученый кот, – в одну сторону, в другую. И поскольку заняться было совершенно нечем, я водил пальцем по буквам на театральных афишах и постепенно складывал их в слова. – К тому времени вы уже знали буквы? – Какие-то уже знал. На этих афишах были огромные буквы, да еще, как правило, цветные. Например, по белому фону красные, или зеленые, или синие буквы. Первыми словами, которые я сложил в своей жизни, были названия пьес, фамилии драматургов, имена актеров. Так я учился читать. А самое главное, я с тех пор запомнил, что буквы должны приносить радость, поэтому во многих своих детских книжках я стараюсь делать их большими и цветными. – Как далось вам первое прочитанное слово? – Первое – не помню. Однако очень хорошо помню ощущения от слов, которые можешь прочесть, но не понимаешь, что они значат. Вдруг появилось слово «буря». Что такое буря? Понятия не имею. Или, например, «Чехов». Что это такое? – Шли к взрослым спрашивать? – Помню одно: прочесть мог, понять не мог. Чтение немножко опережало понимание текста, но постепенно все отрегулировалось. И я еще до школы научился читать. – – А какой была ваша первая книжка? – «Это книжечка моя про моря и про маяк» Маяковского. Она была издана, по бедности послевоенного времени, на серой в крапинку бумаге с графическими черными рисунками. Книжка мне страшно понравилась – там же было море, солнце, маяк! И когда я ее прочел, то первым делом схватил цветные карандаши и всю эту книжку разрисовал. И получил такой нагоняй от родителей! Будь здоров! Но удержаться не мог. Книжка же про цвет, а цвета в книжке нет. Мои первые книжки выходили в те же советские времена. Иллюстрации к ним рисовали очень хорошие художники, но сами книжки были так плохо отпечатаны, что хоть святых выноси. Какое счастье, что в наше время издаются такие большие, цветные, полиграфически красивые книжки! Это ощущение цвета осталось во мне до сих пор. Помню, я любил разглядывать картинки в анатомическом атласе и срисовывать их вместе с подписями, совершенно не понимая значения слов. Автоматизм, который сопровождал мои действия, тоже, видимо, помог мне в процессе чтения. ![]() – Очень интересная «методика». Она имела какое-то продолжение? – Кстати сказать, когда я уже был вполне разумным школьником, кто-то надоумил моих родителей таким образом выверять мою грамотность. И мне это самому ужасно понравилось. У нас дома была небольшая библиотека, и вот, снимался с полки какой-нибудь самый-пресамый классик – тот же Чехов, Тургенев или Гончаров, – открывался в любом месте, и мне давалось задание списать два-три абзаца. Просто списать. Я сидел рядом с книжкой, немножко понимал, о чем там идет речь, а главное, понимал, как устроены слова и почему надо здесь ставить запятую, а здесь ставить точку, или тире, или что-нибудь еще. В результате я вырос, надеюсь, грамотным и с оглядкой на тот старый писательский стиль, который был в этих книжках. Сейчас, когда я говорю: «Попробуйте детей вот так поучить грамотности», на меня смотрят, как на идиота. А зря. Автоматизм в ребенка очень здорово входит. Так же, как я впитывал эти буковки с тумбы, во мне закреплялась и грамотность после подобной работы с книгой. – А как вы работали с букварем? Какие ощущения у вас вызывала эта книжка? – Букварь был уродлив, к тому же на обложке были нарисованы мальчик и девочка в школьной форме. А свою форму я невзлюбил с первого дня. Она была отвратительна – дерюга, да еще и с ремнем! Честно говоря, как учебник мне букварь был не нужен. Я пришел в школу, уже умея читать, поэтому на уроках в первом классе я нередко тосковал. Но я придумал для себя развлечение: как только мне становилось скучно, я открывал книгу для чтения на любой странице и пробовал писать для себя что-то вроде сочинения в стихах на заданную тему. В младших классах такие сочинения были у нас в порядке вещей. Или – выставлялась картинка, и нужно было по ней написать сочинение. Я неизменно делал это в стихах. Самое интересное и, как оказалось, важное – учителя меня поддерживали. И эта, казалось, такая необязательная поддержка сыграла значительную роль в моей последующей жизни. Отсюда |
Автор: | Азарина [ 27 мар 2014, 12:27 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Как разные люди научились читать |
Валентин Берестов ![]() Как учился читать поэт Валентин Берестов Валентин Дмитриевич Берестов – поэт, переводчик, литературовед, археолог – родился в 1928 году. Широко известны его стихотворения для детей. Но его собственное детство пришлось на те годы, когда детская литература в нашей стране только создавалась, а детских книг было очень мало. Нередко маленькие дети впервые сталкивались с буквами в заголовках газет, ведь газеты тогда были почти в каждом доме. Вот о таком детском опыте и рассказывает Валентин Берестов. Как и для многих людей, впоследствии связавших свою жизнь с литературой, для него с детства был характерен интерес к письменности, к загадочным значкам-буквам, и первые шаги на пути к умению читать маленький Валя сделал сам. Читать я научился в четыре года... Но учился я не по детским книжкам, а по заголовкам серьезных политических изданий – центральной газеты «Правда», смоленского «Рабочего пути» и газеты для учителей «За коммунистическое просвещение». Заголовки «Известий» не в счет, так как подписчицей была моя слепая прабабушка. И все же она научила меня первым двум буквам. На некоторых карикатурах, которые я ей описывал своими словами, средь бурного моря высился гордый утес с четырьмя буквами по крутому обрыву. «Три одинаковых буквы рядом? – спросила прабабушка. – Не иначе СССР!» Это было первое прочитанное мною слово! Газеты приближали ко мне прабабушку, но отдаляли папу. Газетный лист заслоняет его добрые голубые глаза. Чувствую, что мешаю ему своими рассказами или расспросами. Но замечаю, что один вопрос ему нравится: «А какая это буква?» Папа охотно отрывается от чтения, отвечает, и мы ищем вместе ту же букву в других заголовках. Заодно вспоминаем буквы, про которые я уже спрашивал, и складываем из них слова. Тут папа спохватился. А букварь для чего? Букварь принесен. Пронзительным голосом выкрикиваю ТИТ, словно зову какого-то деревенского дядю. И давай сперва по складам, потом все бойчей лепетать слово за словом, предложение за предложением. «Мама моет раму», – великие слова, потрясающие своим реализмом! Букварь уже не нужен, а детских книжек с картинками в доме не видать. Это теперь больше всего книг издается для тех, кто еще не умеет читать. И для тех, кто начинает. Дом оказался не готов к преждевременному явлению нового читателя. Моя четырехлетняя душа от нового источника познания жаждет сказок, стихов и картинок. Утес с надписью СССР на карикатуре в прабабушкиных «Известиях» привлекает сказочностью. Сбросили с него всех этих злодеев в коронах, цилиндрах, папахах, а они, дурачки, всё плещутся в бурных волнах под утесом, норовят снова на него залезть. Не видят, что ли, какой он крутой! А еще хочу стихов! Стихов, полных действия, героев и приключений! Что-то вроде этого иногда слышу на улице: По улице ходила, Большая крокодила. Она, она зеленая была. В зубах она держала Кусочек одеяла. Она, она голодная была! Сейчас начнутся приключения, забавные и страшные. Явится герой и всех от крокодилицы спасет. Да и чудище перевоспитается! Я не знал, что «Крокодил» уже написан Чуковским, но грезил о нем. В песенке ничего такого нет. Ну, «увидела француза и – хвать его за пузо», а с китайцем поступила еще ужасней. Нудный перечень издевательств над представителями разных народов. А какое было многообещающее начало! Моя жена тоже научилась читать в четыре года. И жаждала той же духовной пищи. Ее мама, врач, вспоминала для них с сестренкой стишки, прочитанные в дореволюционном детстве: Пупсику не спится. Его грызут клопы. Но он их не боится И льет на них воды. Тут хоть в каждой строке что-то происходит. Для чего ж мы так рано выучились читать, если даже таких стишков в книжках не найдешь! Но все переменится! Да уже и менялось, лишь до нас пока не дошло. Из книги В. Берестова «Сквозь цветные стекла детства» Отсюда |
Автор: | Азарина [ 27 мар 2014, 12:34 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Как разные люди научились читать |
Николай Носов ![]() Как учился читать писатель Николай Носов Николай Носов учился читать в советское время. К этому времени вместо старославянского алфавита был введен алфавит гражданский. Названия букв упростились. Вместо сложных названий аз, буки, веди и т.п. буквы стали называться а, бэ, вэ. Но учили детей читать по той же самой системе, которая использовалась во времена существования старославянского алфавита, буквослагательным методом. Только вместо «буки-аз – ба» стали говорить «бэ-а – ба». Но это – в школе. Родители же часто полагали, что умение читать связано исключительно со знанием букв. Раз знаешь буквы, значит должен уметь читать. Николай Носов описывает в связи с этим ситуацию комическую и драматическую одновременно. И открытие, которое он, маленький ребенок, сумел сделать самостоятельно. Читать я научился в пятилетнем возрасте. Причем меня никто не учил. Учили моего старшего брата, а возле него и я выучился. У отца был свой собственный метод обучения грамоте. Он не раз говорил, будто сам учился читать по вывескам на магазинах, и потому, вероятно, считал, что самое важное в этом деле – величина букв. И вот, когда брат выучил азбуку, отец взял газету (она называлась «Новости») и велел брату прочесть название, которое было напечатано самыми крупными буквами.. Брат начал называть подряд все буквы:. – Эн, о, вэ, о, эс, тэ, и.. – Ну, и что получилось? – спросил отец.. Брат немного подумал и ответил:. – Газета.. – Вот и болван! – рассердился тут же отец. – Читай снова внимательно.. – Эн, о, вэ, о, эс, тэ, и, – повторил брат.. – Ну, и что вышло?. Брат еще немного подумал и снова сказал:. – Газета.. – Ну и балбес! Где же ты видишь «газета»? Какие тут буквы? Читай.. – Эн, о, вэ, о, эс, тэ, и, – в третий раз повторил брат.. – Ну, и что будет?. Брат изобразил на своем лице глубокомыслие и опять сказал:. – Газета.. – Вот балда так балда! – кипятился отец. – Смотри, какая здесь первая буква? Эн?. – Эн, – согласился брат.. – Вторая буква какая?. – О, – потупившись, отвечал брат.. – Правильно! Третья какая?. – Вэ.. – Вэ! Правильно! Вэ! – подхватил отец. – Дальше какая?. – О.. – О! – завопил отец. – О! Правильно. Дальше!. – Эс.. – Эс. Дальше.. – Тэ.. – Так, правильно! Тэ. И последняя буква какая?. – И.. – И! – торжествующе закричал отец и хлопнул рукой по газете. – Что вместе будет?. – Газета, – буркнул угрюмо брат.. |
Автор: | Азарина [ 02 апр 2014, 00:23 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Как разные люди научились читать |
Жан-Поль Сартр ![]() Как учился читать Жан-Поль Сартр Мы не знаем, как именно учили читать маленького Сартра – с помощью какого метода. Но зато понятно, как он сам «развивал» свой навык чтения. Жан-Поль рассказывал сам себе книжку, которую знал наизусть, имитируя процесс чтения. Представление о том, что на бумаге записываются слова, у него уже было. И он «узнавал» слова, которые, как ему было известно, должны быть на этом месте в тексте. То есть мальчик для самосовершенствования использовал так называемый метод целых слов. …Я еще не умел читать, но уже (…) пожелал иметь собственные книги. Дед отправился к своему мошеннику-издателю и раздобыл там «Сказки» поэта Мориса Бушора – фольклорные сюжеты, обработанные для детей (…). Я пожелал немедля и по всей форме вступить во владение книгами. Взяв два маленьких томика, я их обнюхал, ощупал, небрежно, с предусмотренным по этикету хрустом открыл «на нужной странице». Тщетно: у меня не было чувства, что книги мои. Не увенчалась успехом и попытка поиграть с ними: баюкать, целовать, шлепать, как кукол. Еле удерживаясь, чтобы не разреветься, я в конце концов положил их на колени матери. Она подняла глаза от шитья: «Что тебе почитать, родной? Про фей?» …Когда она кончила читать, я проворно выхватил у нее книги и унес их под мышкой. Мало-помалу я полюбил эти минуты. (…) Я вошел во вкус строгой последовательности слов – при каждом новом чтении они повторялись, неизменные, в неизменном порядке – я их ждал. (…) Я проникся завистью к матери и решил отбить у нее роль. Завладев книжкой под названием «Злоключения китайца в Китае», я уволок ее в кладовую; там взгромоздившись на раскладушку, я стал представлять, будто читаю: я водил глазами по черным строчкам, не пропуская ни одной, и рассказывал себе вслух какую-то сказку, старательно выговаривая все слоги. Меня застигли врасплох – а может, я подстроил так, чтобы меня застигли, - начались охи, и было решено, что пора учить меня грамоте. Я был прилежен, как оглашенный язычник; в пылу усердия я сам себе давал частные уроки: взобравшись на раскладушку с романом Гектора Мало «Без семьи», который я знал наизусть, я прочел его от доски до доски, наполовину рассказывая, наполовину разбирая по складам; когда я перевернул последнюю страницу, я умел читать. Из книги Ж.-П. Сартра «Слова» Отсюда |
Автор: | Lukolle [ 02 апр 2014, 00:59 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Как разные люди научились читать |
Я научилась как Софья Ковалевская. Никто не учил, но всех донимала. Так и выучила все буквы. Про слоги как-то догадалась. В 5 читала по слогам, в 6 уже бегло. А у дочки не вижу этой тяги (( |
Автор: | Азарина [ 05 апр 2014, 15:55 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Как разные люди научились читать |
Марина Бородицкая ![]() Как научилась читать Марина Бородицкая Марина Бородицкая – автор и переводчик множества поэтических книг для детей и взрослых, ведущая авторской радиопередачи «Литературная аптека», лауреат различных литературных премий. Она в отличие от многих из нас хорошо помнит, как научилась читать и как читала в детстве. Не только названия книг и свои от них ощущения, но и то, как это происходило. Для нас очень важно, что маленькая Марина училась распознавать буквы по собственному желанию, без всяких понуканий извне, и читать начала по собственному желанию. Никто специально ее этому не учил. – Марина, расскажите, как вы научились читать – Когда я была совсем маленькой, я очень любила сидеть верхом на пуфике возле бабушкиного трехстворчатого зеркала и листать книжки с крупными буквами. И вот в один прекрасный день (а было мне четыре с половиной года) я неожиданно для себя прочла какое-то слово и, конечно, тут же побежала к родителям с криком: «Я научилась читать! Вы знаете, как это было? Я сидела на пуфике!» Вообще-то это была простая скамеечка, такая прямоугольная, обитая материей, но мне ужасно нравилось слово пуфик. В общем, все умирали от смеха. – К тому моменту вы уже брали книжку в руки осознанно, то есть знали буквы? – Да, конечно. Мне было года три, когда в доме появились кубики с буквами – не красивые и не яркие, а самые простые деревянные кубики, оклеенные белой бумагой с черными крупными буквами на каждой грани. И я ими просто играла. Никаких картинок, никаких «А – арбуз»... Наверное, родители подсказали мне, как называются буквы, – не могла же я сама это придумать. Но буквы у меня сложились в слово сразу. Никаких м-а – ма, б-а – ба. ![]() А еще я помню, как один раз родители меня насильно выгнали гулять. Дело было зимой, и от нечего делать мы с ребятами прыгали с гаражей в сугробы. На крыше одного гаража я и нашла чудесную книжку без обложки и с оторванной первой страницей. Она называлась «Приключения доисторического мальчика». Я прекрасно понимала, что бабушка не допустит, чтобы я принесла кем-то выброшенную книгу в наш чистый дом, поэтому тут же схватила ее и стала читать. Мне нужно было каким-то образом «проглотить» ее за полтора часа гуляния. И уже в сумеречном уходящем свете я сидела на крыше гаража и листала эту книжку, пока страницы не начали расплываться перед глазами. Тогда я помчалась в любимый подъезд (не в свой, конечно, боже сохрани) и уже там лихорадочно ее дочитывала. – Угораздило же вас научиться читать (смеется). А родителей вы не мучили просьбами купить книгу? – Ну как же! Одно время я каждый день встречала в прихожей моего бедного папу, который приходил домой с репетиции в филармонии или в зале Чайковского. Я выразительно смотрела на его футляр со скрипкой, из которого могла появиться заветная вещь, и громко вопила: «Книжку купил?» Но родители не успевали покупать книжки, да, в общем-то, и издательства за мной не успевали. Весь ассортимент детского прилавка в книжном магазине «Москва» я очень быстро прочитывала, а ничего нового там подолгу не появлялось. – Куда же вы девали прочитанные книги? – Моя находчивая мама блестяще вышла из положения. Примерно раз в пару месяцев она доставала большой пустой чемодан и складывала туда мои книги, а я читала то, что папа приносил в дом. Постепенно прочитанных книг опять набиралось очень много, и тогда мама вытаскивала из-за шкафа спрятанный чемодан, вываливала передо мной старые книжки, а недавно прочитанные убирала туда. Я была в диком восторге, потому что успевала подзабыть спрятанные книги, и они уже ощущались как новые. Вот так я и пристрастилась читать – себе на радость, родителям на беду. Что ни говори, а постоянно кричать: «Отдай книгу! Прекрати читать немедленно!» – отличный способ приобщить ребенка к чтению. Отсюда |
Автор: | Азарина [ 05 апр 2014, 15:58 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Как разные люди научились читать |
Максим Горький ![]() Как учился читать Максим Горький Знаменитого русского писателя Алексея Максимовича Горького читать научил дедушка. В те времена господствовал так называемый буквослагательный метод обучения грамоте. Сначала ученика знакомили с буквами старославянского алфавита: аз, буки, веди, глаголь и т.д. Затем требовалось запомнить, какие слоги получаются при слиянии букв. Учитель говорил: «Буки-аз – будет ба; веди-аз – будет ва, глаголь-аз – будет га». А ученики за ним повторяли. Когда ученики осваивали чтение сочетаний букв, переходили к складыванию слов по слогам. Разным детям требовалось разное количество времени, чтобы преуспеть в освоении грамоты. Алеша Пешков был очень способным учеником. В повести «Детство» описано, как дед знакомит мальчика с буквами алфавита. …Вдруг дедушка, достав откуда-то новенькую книжку, громко шлёпнул ею по ладони и бодро позвал меня: – Ну-ка, ты, пермяк, солёны уши, поди сюда! Садись, скула калмыцкая. Видишь фигуру? Это – аз. Говори: аз! Буки! Веди! Это – что? – Буки. – Попал! Это? – Веди. – Врешь, аз! Гляди: глаголь, добро, есть, – это что? – Добро. – Попал! Это? – Глаголь. – Верно! А это? – Аз. Вступилась бабушка: – Лежал бы ты, отец, смирно... – Стой, молчи! Это мне в пору, а то меня мысли одолевают. Валяй, Лексей! |
Автор: | Diavona* [ 28 апр 2014, 15:36 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Как разные люди научились читать |
Спасибо за тему! Очень познавательно. Сама прочла с интересом и хочу сыну дать почитать. Я читать научилась в 4 года,по маминым рассказам, но помню почему-то, что в школе как-будто заново всю азбуку выучила. А вот сын "кочегарился" очень долго, начал читать самостоятельно только год назад, но по собственному желанию записался в библиотеку. |
Страница 1 из 1 | Часовой пояс: UTC + 10 часов |
Администрация сайта не несет ответственности за содержание рекламных материалов и информации, которую размещают пользователи. Ответственность за достоверность информации, адресов и номеров телефонов, содержащихся в рекламных объявлениях, несут рекламодатели. |