«Они просто выросли в новом мире, а попали в старую школу»
Автор: Виктория Сафронова
Фото: Станислав Красильников/ТАСС
Молодые учителя, работающие в простых региональных школах, — о том, зачем играть в крокодила, как договориться с хулиганами и сделать так, чтобы стало интересно
Год назад в России появилась программа «Учитель для России». Специалисты благотворительного фонда «Новый учитель» собрали молодых преподавателей без опыта работы. Среди них были выпускники МГУ, МГИМО, СПбГУ, Высшей школы экономики и многих других престижных вузов. Несколько месяцев они проходили специальную подготовку: были собеседования, лекции и попытки провести уроки. После этого их отправили в обычные школы Московской и Воронежской областей, где они будут работать два года. Это первая настоящая практика в школе почти для всех участников. Мы поговорили с учителями о переездах и личных переменах, отношениях с учениками и о том, как сделать интересной старую школу для новых детей.
«Я даю тему «Кактус ненавидел свои иголки»»
Максим Андрюхин, учитель литературы и обществознания
Я окончил философский факультет. Во время практики читал несколько лекций, рассказывал о литературе друзьям, но с большой аудиторией не работал.
На меня сильно повлияли фильмы, в том числе «Общество мертвых поэтов». Я понимал, что преподавание требует больших усилий, но и отдача будет сильной, если все делать правильно. Мы помогаем людям в главном — знакомим человека с миром на примере своего предмета. Это большая ответственность.
Максим Андрюхин
Фото: из личного архива
Первые два месяца в школе (СОШ №24 города Подольска Московской области. — ТД) были таким марафоном: исполнил уроки, пришел домой, отдохнул немного и тут же начинаешь придумывать новые уроки. Вечером ты пишешь сценарий пьесы, на следующий день ее исполняешь, и так опять и опять. Это трудно. В этот период ты каждый день наступаешь на одни и те же грабли. Потом настал другой период. В конце ноября у многих ребят с проекта был переломный момент. Мы задавали вопрос: «А достоин ли я?» Может, надо оставить места учителям, с которыми мы в чем-то не согласны, но которые знают, как учить? А мы пришли молодые и веселые, дети нас не слушаются — не отнимаем ли мы просто время у них? Большинство молодых учителей уходят именно, когда неясно, что делать дальше.
До этого у меня не было правил работы. Их пришлось вырабатывать прямо на уроках. Шесть минут в начале каждого урока мои ученики пишут сочинения-фантазии. Я даю тему «Кактус ненавидел свои иголки», «Жил-был стук в дверь», «Наступило 32 декабря». У каждого получается своя история — комическая, трагическая, два предложения, сочинения, стихи. Единственное условие — писать то, что хочется. Это хорошо разрабатывает фантазию, и ученики включаются в урок.
У Вани из 5Г проблемы с концентрацией внимания. Он все время витает в облаках, забывает тетради, но, когда собирается, выдает замечательные вещи. Это из его сочинения на тему-фантазию: «Моя рука превращается в лед от страха и волнения, горя и страдания. Ведь невозможно так, чтобы человеку не было стыдно или страшно». Ну Достоевский же. Пятый класс. И это Ваня, которого сложно заставить что-то написать вообще.
Еще я предложил вместо того, чтобы пересказывать биографию автора, играть в крокодила. Проходили Бунина, ученики записывали на бумаге факты из его биографии, а потом доставали их и показывали. Другие, пока догадываются, вслух выкрикивают пять-семь версий, и так биография отлично запоминается.
Мне кажется, что ученикам средней школы не хватает более подходящих текстов. Программу писали уважаемые люди, но, на мой взгляд, она должна быть ближе к повседневной жизни. Пятый-шестой класс — это возраст, когда главная и единственная цель уроков литературы — сделать так, чтобы ребенок сам начал читать. Больше ничего не надо. Сегодня программа ориентируется на знание истории литературы. Это ученикам понадобится на ЕГЭ, но до ЕГЭ еще шесть лет, и за это время они могут возненавидеть чтение.
Важно, чтобы ученик чувствовал связь с текстом. Когда мы проходили «Муму», я показал такую картину — два ботинка в рамке, и один делает шаг за, а другой остается внутри. Попросил объяснить, что это за ситуация. Говорили, что они поругались, что один ботинок спит, а второй пытается убежать. А потом я попросил передать чувство. «Это человек пытается выйти за собственные рамки. Робко, но пытается. Герасим немой, но хочет подружиться с Татьяной, и он выходит за рамки своей немоты», — сказал один из учеников. И это здорово, я знаю, что он точно запомнит эту ассоциацию.
Есть ученики, которые будут учиться в любых условиях. В 5Б учится Паша. Я назвал его философом. Такие мысли я и у взрослых не встречал — без преувеличения. Знаете, как он ответил на вопрос, зачем Герасим утопил Муму? «Я слышал, что у христиан вода — это что-то святое. Даже когда крестят человека, его опускают в воду. Мне кажется, что Герасим утопил Муму, чтобы Бог сразу простил собаке все грехи и взял на небо». Это потрясающе — так преобразовать текст в своих мыслях. А другим надо создать условия: стоит это сделать, как у них все начинает получаться. Да, человек еще не умеет получать удовольствие от литературы. Но тогда его нужно научить.
Что я могу сделать в ситуации, когда у ребенка есть проблемы дома? Показать пример других человеческих отношений. Что бы его ни окружало — зло, обида, насилие — человек должен знать, что у него есть выбор: остаться в мире, в котором он вырос, или идти на этот слабенький огонек другой жизни. Если при этом учитель злится и машет рукой, у ученика в сознании остается, что весь мир против него, и никто не поможет.
Большинство не знают, зачем идут в школу. Чтобы поступить в университет? Но некоторые сами в это не верят. Чувствуется, что школа давит, что от них постоянно требуют, требуют. Мне кажется, ученикам было бы лучше, если в школе было бы просто интересно. И учителя пытаются это сделать. Но многие честно говорят: я 20 лет работал, все было хорошо, а с этими не получается. Значит, нужно менять методы. Мы не придаем значения отдельным работам учеников. Но я сталкиваюсь с ними каждый день и, знаете, совсем не согласен с тем, что дети стали глупее или менее способными. Они просто выросли в новом мире, а попали в старую школу. Эта школа уже не работает так хорошо, как раньше, ей нужно меняться. Все идут вперед, а школа запаздывает.
Часовой пояс: UTC + 10 часов |
[ Сообщений: 3 ] |
|
Автор | Сообщение | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
||||||||
Сообщений: 43911 Изображений: 198 Откуда: из Вишневого королевства Благодарил (а): 2920 раз Поблагодарили: 3784 раза |
|
|||||||
Вернуться к началу |
|
|
||||||||
Сообщений: 43911 Изображений: 198 Откуда: из Вишневого королевства Благодарил (а): 2920 раз Поблагодарили: 3784 раза |
|
|||||||
Вернуться к началу |
|
|
||||||||
Сообщений: 43911 Изображений: 198 Откуда: из Вишневого королевства Благодарил (а): 2920 раз Поблагодарили: 3784 раза |
|
|||||||
Вернуться к началу |
|
[ Сообщений: 3 ] |
Часовой пояс: UTC + 10 часов |
Кто сейчас на конференции |
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1 |
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения |
|
Мнение авторов сообщений не является мнением администрации портала
и может отличаться от ее официальной позиции. Администрация сайта не несет ответственности за содержание рекламных материалов и информации, которую размещают пользователи. Ответственность за достоверность информации, адресов и номеров телефонов, содержащихся в рекламных объявлениях, несут рекламодатели. |