KATIKПодобные реакции говорят о том, что гораздо раньше имела место ситуация, напугавшая ребенка. Раньше он практически все время находился у вас на руках и, если что-то его пугало, то просто плакал, а вы могли даже не понимать, почему он плачет. Теперь он стал «большим», вы меньше держите его на руках, давая свободу, и он, испугавшись, старается быть к вам ближе. Если же вы твердо уверены, что такое поведение появилось у крохи недавно, то:
Постарайтесь вспомнить, когда вы впервые заметили у ребенка подобную реакцию и что происходило накануне (не исключайте влияния ТВ – возможно, шел «крутой» боевик с криками, стрельбой и воплями или новости с репортажем с места боевых действий, или что-либо в этом же духе).
Проанализируйте, зависит ли испуг малыша от того, что именно выгромко произносите, или от того, как вы это делаете. Определите: ребенок реагирует на тон (звук) голоса или же на само содержание вашей фразы?
Когда малыш станет постарше, используйте рисование (раскраски для детей, раскраски из мультфильмов) и сказки для того, чтобы узнать о его настоящих чувствах (не спрашивайте напрямик о том, почему он боится, – он не сможет вам ответить – просто еще в силу своего юного возраста). Предложите: «Давай нарисуем твое настроение! Когда ты играешь с любимой игрушкой (назовите ее), как это можно нарисовать, какой цвет ты хотел бы выбрать? А вот ты гуляешь с детишками – каким цветом раскрасим вашу игру? Сегодня я звала папу, и ты испугался – в какой цвет это раскрасим? В какой цвет ты раскрасишь меня, папу? И какого цвета ты сам?» Дайте ребенку это выразить – известно, что цвет имеет колоссальный терапевтический эффект.
В психологии детей рисунок помогает освободиться от негативных эмоций. Предложите нарисовать хорошее настроение вместо плохого: «Давай все переделаем! Смотри, теперь, когда я разговариваю с папой громко, все стало заленым, с желтым солнышком. Солнышко тоже далеко от нас, поэтому и гром громко гремит, и птички громко поют…»
Это только вариант. Ведь вы лучше знаете, что успокаивает вашего малыша, что ему больше нравится, – используйте свои сюжеты и примеры.
Можно также попробовать сделать «полярное закрепление» на ситуацию повышения голоса (если ребенок реагирует только на ваши интонации и воспринимает их как негатив, опасность). На прогулке поиграйте в прятки: пусть папа спрячется, а вы вместе громко позовете его, приговаривая при этом стишок-зазывалку, например: «Папа-папа, выходи, и стишок нам расскажи». Или сходите на шумный детский праздник, где прыгают и визжат дети, где клоуны громко кричат. Но этот шум – веселый и радостный, в нем нет никакой угрозы. Хотя бывает, что малыши пугаются и звуков праздника.
Поэтому прежде чем воспользоваться последним из предложенных способов, постарайтесь определить причину испуга малыша и хорошо ее проанализируйте. И, в зависимости от этого, решайте, стоит ли применить его к ребенку (в некоторых случаях лучше ограничиться работой с цветом).
Добавлено спустя 2 минуты 49 секунд:KATIKЧто касаемо носа, это может быть внутренняя тревога. Дети, страдающие от недостатка родительского внимания, чрезмерной строгости, принципиальности либо переживающие сложные отношения в семье, часто справляются с мучающей их тревогой и неуверенностью с помощью навязчивых движений (ковыряние в носу, сосание пальца, обгрызание ногтей). Иногда навязчивые движения помогают таким деткам сосредоточиться, собраться с мыслями, не волноваться (вспомните обгрызание карандаша или почесывание затылка в раздумьях). А малыш в 2,5 3,5 года узнает столько нового и интересного, что собираться с мыслями ему необходимо почти постоянно. Так что присмотритесь к своему стилю общения с ребенком — не слишком ли вы на него давите.
Подражание. Дети, находясь в обществе своих сверстников, почти сразу же начинают копировать поведение друг друга. Если в детском садике (постоянной группе на прогулке, в детском центре) хотя бы двое малышей ковыряют в носу, очень скоро это могут начать делать и остальные ребятишки. Так сказать, из чувства солидарности. Бороться с подобным поведением угрозами непродуктивно. Особенно если привычка вызвана тревогой или стрессом. Вы только усугубите ситуацию. Проявляйте больше интереса к ребенку, ведь не исключено, что он таким образом привлекает ваше постоянное внимание. Старайтесь не делать акцента на привычке, больше приободряйте, хвалите малышку, проанализируйте отношения в семье. Возможно, что эта привычка — следствие повышенной тревожности и неуверенности, но не исключено, что она пройдет сама. Если существующее положение вещей вас тревожит, рекомендую обратиться за очной консультацией к психологу
Добавлено спустя 9 минут 36 секунд:Yuliya_GЗдравствуйте! Здесь вопрос может стоять двояко: Во первых нянечка может быть со всеми такая любезная, а наложение детской фантазии может дать такую информацию. С другой стороны, хорошее отношение нянечки не повредит ребенку, но везде должна быть золотая середина, чтобы любовь нянечки не стала более значимой чем мамина. В любом случае есть смысл прояснить ситуацию у самой няни, как есть на самом деле и если правда она к нему на столько внимательна, то хорошо было бы уделять чуть меньше внимание этому ребенку. Не лишать вовсе, а просто меньше внимания.
Добавлено спустя 17 минут 8 секунд:мама СониЗдравствуйте, посмотрите вот эти ссылки:
http://www.semya-rastet.ru/razd/chto_de ... bja_vedet/http://www.semya-rastet.ru/razd/detskoe_neposlushanie/и на тему подражания сестре
http://bo0k.net/index.php?p=chapter&bid=1421&chapter=52Добавлено спустя 4 минуты 34 секунды:svetikmeРазвитие самостоятельности у ребенка проходит ряд этапов. Они включают следующие действия взрослых:
✓ изучение детских интересов, формирующих первичные потребности;
✓ создание условий для реализации творческих действий ребенка, выражающихся в вовлечении детей в игровую деятельность, в которой они учатся принимать самостоятельные решения;
✓ расширение межличностного общения;
✓ предоставление ребенку возможности активной самостоятельной деятельности с последующим усложнением различных ее видов;
✓ закрепление элементов самостоятельного поведения.
Рассмотрим более подробно предложенные этапы, объединив их в две большие группы, и выделим технологический механизм, определяющий действия взрослых по формированию самостоятельности у ребенка.
В первую группу мы включили необходимые действия, в основе которых лежит формирование потребностей и мотивации самостоятельности у ребенка. Формирование мотивов самостоятельной деятельности во многом опирается на наличие к ней интереса со стороны ребенка.
Во второй группе рассмотрим деятельностный аспект, включающий организацию условий для формирования волевого компонента самостоятельности и переноса способа самостоятельного поведения на другие жизненные ситуации.
Изучение детских интересов и формирование мотивов самостоятельной деятельности. Прежде всего, надо убедиться, что ребенок знает о самостоятельности, и понимает, для чего она ему нужна. Полезно беседовать с ребенком, показывая привлекательность данного качества для его жизни.
К примеру, так можно построить беседу с ребенком. Задайте ребенку вопрос: «Как ты понимаешь, что такое самостоятельность?» Можно предложить несколько ответов на выбор:
♦ Это качество характера, позволяющее хорошо учиться.
♦ Это качество характера, позволяющее совершать хорошие поступки.
♦ Это качество характера, позволяющее совершать поступки, преодолевая встречающиеся затруднения.
♦ Это качество характера, позволяющее не обращаться за помощью к взрослым.
♦ Это качество характера, позволяющее совершать поступки без посторонней помощи, преодолевая встречающиеся на пути затруднения.
В зависимости от ответа ребенка побеседуйте с ним, выделите главное. Если он правильно отвечает, развейте эту тему, углубите его знания. Можно подобным способом построить беседу, задавая вопросы типа: «Какого человека ты можешь назвать самостоятельным?»; «Что дает самостоятельность человеку?»; «Кого из своих друзей ты можешь назвать самостоятельным?»; «Считаешь ли ты себя самостоятельным?» и пр.
Выбор мотивов самостоятельного поведения зависит от опыта ребенка, а так как выбор его достаточно труден, то ребенок прилагает усилия. В результате этого волевого акта для малыша вычленяется ведущий мотив его самостоятельной деятельности. Это очень сложный для ребенка акт, поскольку эмоциональная привлекательность осуществляемого им действия сильнее, чем мотив. Другими словами, стирка с водой, пеной, пузырями гораздо привлекательнее внешними эффектами, чем мотивом помощи маме. Задача взрослого — помочь ребенку справиться с его выбором, направлять его. Но ни в коем случае не решать за него сложную задачу выбора. Более продуктивно формировать мотивы в тех видах самостоятельной деятельности, которая интересна ребенку. Все имеющие детей родители знают, как дети в возрасте три—четыре года стремятся все время помогать по хозяйству. Они хотят вместе заметать, пользоваться пылесосом и особенно мыть посуду. Это сфера их интереса. Если родители или другие родственники умело помогут ребенку, то у него формируется потребность все время помогать маме, бабушке, папе. А для этого надо всего лишь приветливо принимать помощь своего малыша, учить его правильным действиям и не стремиться сделать все быстрей и ради этого отказываться от участия ребенка в делах семьи.
Чего же тогда некоторые родители удивляются, когда в их семье вырастает потребленец? С вашей, уважаемые родители, помощью это и происходит. Конечно, результаты не появятся мгновенно. Это долгий путь. Но надо четко понимать, что именно интересно ребенку, и на основе изучения этих интересов формировать мотивы самостоятельной деятельности. В формировании мотивов огромное значение имеет развитость эмоционального компонента, который отражает отношение ребенка к самостоятельности как к качеству личности. Эмоциональное отношение находит выражение как в мотивах поведения, так и непосредственно в самой деятельности. А значит, организация этой деятельности взрослыми «работает» на формирование самостоятельности у ребенка.
Создание условий для принятия самостоятельных решений в различных видах деятельности. Мотивы, о которых мы говорили выше, формируются только в условиях деятельности ребенка. Они могут быть различны и зависят от опыта ребенка. Их формирование — волевой акт. Проявление воли у ребенка понимается нами как умение доводить любое начатое дело до конца. Для формирования волевой активности родителям, родственникам, любым взрослым, работающим с детьми, надо научиться создавать специальные педагогические условия, способствующие формированию у детей умений преодолевать затруднения, возникающие в ходе решения жизненноважных практических задач. Можно использовать чтение рассказов, содержание которых отражало бы наши задачи. Полезно создавать игровые ситуации, в ходе которых детям предлагалось бы принимать самостоятельные решения для выполнения условий игры. А главное — дети должны принимать участие в реальной жизни семьи, решая наряду со взрослыми ее задачи. Участие в различных видах деятельности помогает формированию ведущих мотивов самостоятельности. Причем игры, которые можно предлагать детям, могут быть выдуманы родителями. К примеру, «Вместе готовим», «Вместе убираем» — для самых маленьких. Или игровые элементы в выборе кружка, одежды, еды и пр. — для детей постарше.
В процессе формирования самостоятельности у ребенка необходимо проводить работу по переносу способов решения конкретных жизненных задач в новые жизненные условия. Это расширит его опыт и поможет закрепить приобретенные умения и навыки. Родители или иные взрослые, работающие в этом направлении, все время анализируют вместе с ребенком характер и качество принятых им решений. Можно опять обратиться к литературным источникам, но вопросы уже должны содержать элементы обобщения и переноса. К примеру, можно спросить о том, какими волевыми качествами обладает Бобка (Рассказ Н. Носова «Заплатка») Или задать ряд вопросов на уточнение.
Вопросы могут быть такими:
♦ Какое происшествие, описанное в рассказе, делает возможным дальнейшие события?
♦ Стал ли Бобка сразу сам зашивать свои штаны? Почему?
♦ Права ли была мама, когда отказалась зашивать штаны сыну?
♦ Какое событие явилось поводом для того, чтобы Бобка попытался сам зашить штаны?
♦ Как поступил Бобка потом?
♦ Как ребята оценили Бобкину работу?
♦ Был ли доволен Бобка своей работой? Почему?
♦ Как бы ты поступил на месте Бобки? Почему именно так?
Потом ребенку можно предложить выбрать качество, которым не обладает Бобка. Также можно сравнить поведение литературного героя, того же Бобки, и реального товарища, с которым общается ребенок. Ну и, наконец, необходимо обсудить с ребенком собственное поведение и сравнить его качества с качествами литературного героя и соседа по даче, классу или квартире.
Если подобные педагогические действия делать не от случая к случаю, а системно, то результаты не заставят себя ждать. Ребенок будет очень старательно учиться самостоятельности, поскольку в нем с детства, от рождения заложено стремление к некоторой свободе. А самостоятельность — это первая ее ступень.
Добавлено спустя 4 минуты 57 секунд:ЗаичкаМногие родители рано или поздно задумываются над вопросом как научить ребёнка давать сдачи. На самом деле ребёнка надо учить не отвечать ударом на удар, а развивать в нём лидерские качества, надо учить быть уверенным в себе, надо учить дипломатическим навыкам общения со сверстниками. Весьма часто родители миролюбивого ребёнка неправильно оценивают сложившуюся ситуацию, им кажется, что их ребёнка обижают, в то время как ребёнок считает совершенно иначе. В этом случае проблема в самом родителе, в котором проснулись давние, детские обиды и переживания, которые выплыли наружу. Если родитель говорит маленькому человеку, что его унижают, то сами того нехотя закладывают в своём чаде комплекс неполноценности. Ведь для детей родитель- Бог, ребёнок безмерно верит самому любимому человеку. Но в то же время, у детей присутствует страх перед родителями. И когда отец или мать называют его «слюнтяем», «трусом» и т.д., малыш ещё больше зажимается в себе, не рассказывает родителям о своих обидах. И страх уже перед миром растёт в геометрической прогрессии.
Маленьких детей надо защищать самим. Если вашего ребёнка обижают на детской площадке, то уйдите оттуда и старайтесь избегать забияку. Если ваше чадо жалуется на то, что его обижают в саду, поговорите с воспитателем. Не защищая своего ребёнка в нежном возрасте, да ещё при этом обзывая его за мнимую трусость, родитель всего навсего предаёт своего ребёнка – так думает ваш малыш. Рассмотрите это с «взрослой» точки зрения. Иногда даже взрослый человек вынужден обращаться к помощи полиции. А что было бы, если от хранителей правопорядка вы бы услышали, что вы трус, что и вы можете ударить – кулаки то на что…
Бывает так, что ребёнок сам является провокатором агрессии со стороны сверстников. Он обычно первый начинает драться или кусаться. Таких ребят стоит учить доброжелательности, миролюбию, жалости, стоит отучить от ехидства и зависти.
Помните, что маленькие дети, до четырёх- пяти лет нуждаются в постоянном контроле взрослых во время общения со сверстниками. Именно взрослый человек учит ребёнка правильному общению, дипломатии. В этом возрасте надо учить ребёнка гибкости, а во время назревания конфликта самому переводить игру в мирное русло.
К семи годам самооценка ребёнка полностью зависит от того, как оценивает его взрослый человек. Страх не соответствовать требованиям, установленным в социуме. Если в этом возрасте ребёнок не научился давать сдачи, то у него неправильное понятие «хорошести». В его понимании, хороший тот, кто не дерётся. Или же у ребёнка в семье доброжелательная обстановка в семье, где все конфликты решаются мирно. В этом случае он не понимает, зачем давать волю кулакам, если всё можно решить мирно. Ещё одной причиной, по которой ребёнок не может дать сдачи – слишком волевая мама, которая привыкла решать проблемы своего чада самой.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что если вы хотите, чтобы ребёнок мог решить проблему силой (но при условии того, что другими способами конфликт с задиристым сверстником не может быть исчерпан), то формируйте у ребёнка самостоятельность, фантазируйте вместе с ним, как он будет давать сдачи (только без агрессивного настроя), сформируйте высокую самооценку малыша. Но всё это надо делать в достаточно нежном возрасте. Так же неплохо было бы отправить ребёнка в спортивную секцию.
Добавлено спустя 5 минут 55 секунд:ПарасолькаЗдравствуйте, Вы знаете, мне сложно Вам что-то посоветовать, ситуация индивидуальная и нужно разбираться в тонкостях. Так общими фразами не обойтись! Если хотите, могу посоветовать хорошего детского психолога.