Здравствуйте, если можете поделитесь инфопмацией и советами по ребенку. Ребенку 1.10. Родился 2/10 Агпар, поздно поднял голову, поздно начал ходить, подозреваем аутизм, но пока нам ставят задержку. Ничего не показывает, не говорит, не иммитирует, глазной контакт неплохой. Если что-то хочет, берет за руку и ведет к желаемому предмету. Учим указательный знак уже 3 месяц-толку ноль. Еще истерик, каждая инструкция с хныканьем или вобще полный отказ, даже если инструкция с подсказкой. Подскажите что-то на счет развития речи, единственное что он говорит это изредка "мамамамама"не осмысленно, и может подскажете что то по поводу истерик. Понимает дай, принеси(что то недалекр) поставь на место, что то сложное не понимает.
Добрый день!
Независимо от того, какой диагноз у ребенка, методы ABA могут помочь в решении поведенческих проблем и в обучении. Я рекомендую для начала немного ознакомиться с тем, что такое ABA - уже есть много ресурсов на русском языке.
Abarussia.com - сайт Ольги Мелешкевич, это сертифицированный поведенческий аналитик (BCBA), я работаю под ее супервизией
Outfund.ru - сайт фонда Выход, здесь много замечательных статей на разные темы (например, статьи о нежелательном поведении
http://outfund.ru/kak-mozhno-predotvrat ... -autizmom/,
http://outfund.ru/chto-delat-s-problemn ... nimaniya/)Родительская программа О.Шаповаловой,
http://www.parent-academy.com/http://autism-aba.blogspot.ru/ - сайт Юлии Эрц , вот, например, раздел про развитие речи на этом сайте
http://autism-aba.blogspot.ru/search/la ... 1%87%D0%B8Aba.nsu.ru - это сайт нашего центра (одна из статей о проблемном поведении
http://aba.nsu.ru/news/manage-children-behavior/)Книги:
Барбера, Расмуссен: Детский аутизм и вербально-поведенческий подход
Мелешкевич, Эрц: Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения
Очень сложно оценить ситуацию по короткому сообщению, но я предполагаю, что нужно начинать с истерик, поскольку это является нежелательным поведением, которое мешает ребенку общаться и обучаться. В книжке Барберы есть несколько глав по этой теме. Необходимо проанализировать, в каких ситуациях возникают истерики, какие события в окружающей среде являются триггерами, и какие события происходят во время того, как истерика заканчивается.
То, что ребенок не хочет выполнять инструкции, говорит о том, что не налажено сотрудничество. Это - некоторый базис для всей дальнейшей работы, начинать нужно именно отсюда. Нужно понаблюдать за ребенком и продумать, какие поощрения Вы можете использовать, и начать постепенно выстраивать отношения с ребенком, сначала с помощью "искусственных" поощрений, а затем используя более естественные поощрения. Начинать с простых и приятных для ребенка инструкций, которые ему по душе. Очень много хвалить и поощрять. Тогда ребенок поймет, что слушаться и участвовать - это классно :) И когда ребенок начнет с удовольствием выполнять Ваши инструкции, тогда можно составлять программу и обучать его далее.
Обычно программа включает в себя задания на визуальное восприятие, имитацию, развитие речи. С таким малышом занятия будут, конечно, в игровой форме и очень короткие.
Я публиковала советы по тому, как начать обучать ребенка сотрудничеству и выполнению инструкций
Консультация по прикладному анализу поведения (АВА)А здесь есть пример упражнений для развития навыка "восприятие речи на слух"
https://vimeo.com/ondemand/speechinstructions/154391663Также 21 марта будет вебинар, где я буду рассказывать о том, с чего начинать работу по ABA - приглашаю Вас поучаствовать.