В ночь на 27 июня агентство Bloomberg объявило, что Россия допустила дефолт по суверенным еврооблигациям. По оценке The Wall Street Journal, это первый дефолт России по внешнему долгу с 1918 года.
Обязательства по внешнему долгу были исполнены в полном объеме, возразил российский Минфин, указав, что средства в долларах и евро не дошли до конечных адресатов из-за действий международных расчетно-клиринговых систем. Является ли эта ситуация дефолтом и как она повлияет на Россию, разбирался РБК.
В условиях западных санкций, препятствующих расчетам в долларах и евро, несколько месяцев Москва находила пути осуществлять обслуживание внешнего долга, но в конце концов все возможности для этого были исчерпаны, написал Bloomberg. Льготный период по выплате просроченных платежей по гособлигациям в эквиваленте около $100 млн истек в конце дня 26 июня, инвесторы не получили их — это является событием дефолта, объяснило агентство, назвав дефолт кульминацией санкционной кампании против России.
Таким образом, инвесторы не получили выплаты не из-за того, что должник не отправил платеж, а в силу действия (или бездействия) третьих лиц. Это обстоятельство не предусмотрено в эмиссионной документации как событие дефолта и должно рассматриваться в рамках общих норм права, регулирующих условия выпуска, с учетом всех обстоятельств и добросовестности действий сторон, отмечается в сообщении ведомства. В связи с этим Минфин предложил иностранным инвесторам обращаться с претензиями в соответствующие иностранные финансовые институты.
Неполучение денег инвесторами произошло в силу действия не зависящих от Минфина посредников, указывает член Ассоциации юристов России Мария Спиридонова. «С учетом всех обстоятельств провозглашение дефолта считаем неправомерным. Действия иностранных финансовых посредников не находятся в контроле ведомства и не могут являться зоной ответственности российской стороны», — констатирует она.
«Россия способна и готова платить. Это может усилить ее потенциальный аргумент в суде (если инвесторы провозгласят дефолт) о том, что бонды не находятся в дефолте, поскольку отсутствие надлежащих платежей в валюте — это следствие действий США», — сказал Bloomberg партнер юрфирмы Dechert LLP Даршак Дхолакиа.